Домой Культура История под лупой

История под лупой

0

ГУП «Издательство «Марка Приднестровья» не перестаёт радовать филателистов. Перед началом чемпионата мира по футболу была выпущена серия марок, посвящённая этому событию (о ней мы уже писали), а ровно неделю назад в фойе Тираспольского объединённого музея прошло спец-гашение ещё одной.

«Изюминка» – в региональном компоненте

«Так же, как и другие наши коммеморативные (посвящённые юбилейным датам. – Прим. ред.) марки, эта серия печаталась в Минске. Суммарный тираж – 8800 экземпляров», – озвучил в интервью нашей газете некоторые данные о новом приднестровском почтовом выпуске директор «Марки Приднестровья» Всеволод Лаврентьев.

Посвящены же новые приднестровские знаки почтовой оплаты столетию с начала гражданской войны в России. «На марках представлены обмундирование, элементы формы, а также боевая техника воюющих сторон. Гражданская война велась на всей территории бывшей Российской Империи. Здесь же упор делался на нашем регионе, поэтому есть рисунки, относящиеся к войскам Одесской Советской Республики, Красной Армии, белогвардейским частям, украинским и другим национальным формированиям. Интервенты (французы, немцы, австро-венгры, румыны и т.д.) изначально в расчет не брались. Нечего им делать на наших марках», – подчеркнул автор рисунков к этой серии Владимир Чернецов. Это не первый опыт сотрудничества «Марки Приднестровья» с художником. В 2013 году свет увидела серия, посвящённая 200-летию Заграничного похода русской армии, а спустя год – сотой годовщине со дня начала Первой мировой войны. План почтовых выпусков на следующий год ещё не утверждён, но, возможно, в нём найдётся место и для ещё одного плода совместного труда – продолжения этой серии. На этот раз марки уже будут посвящены более позднему периоду гражданской войны. «В скором времени должна быть издана моя книга «Тирасполь: 1914-1919 гг». Иллюстрации к ней хочу предложить в качестве основы для будущей серии марок. Я уже издавал книгу, посвящённую облачению и экипировке воинов античных времён», – рассказал Владимир Чернецов.

Что же касается нынешней серии, состоящей из шести марок, то, как было уже сказано выше, на ней изображены образцы униформы, её элементов, а также образцы боевой техники, имеющие отношение к нашему краю. Стоит всё-таки рассказать немного о них.

Музейный экспонат на марке

На КПД (конверт первого дня – оригинальный конверт для той или иной серии марок, на который наклеиваются соответствующие марки и ставится штемпель спецгашения) и на одной из почтовых миниатюр серии изображена белая повязка с двумя красными полосами и чёрной надписью «Исполнительный комитет Тираспольского совета рабочих и солдатских депутатов». По словам Владимира Чернецова, срисована она была с экспоната Тираспольского объединённого музея. «Скорее всего, это оригинал, потому что эта повязка экспонировалась ещё в первом здании музея, в 30-е годы», – рассказал Владимир Чернецов. Заинтригованный автор этого материала решил поинтересоваться, так ли это, у директора музея Аллы Мельничук. «Всё это правда. Это действительно оригинал, а не новодел», – заметила Алла Антоновна.

Кроме повязки на КПД изображены воины противоборствующих сторон. Учитывая, что среди них есть и изображения тех, кто не был запечатлён на марках, можно сделать вывод, что всё-таки «Марка Приднестровья» намерена в следующем году продолжить эту униформологическую серию. Что же касается штемпеля спецгашения, то на нём центральное место занимают элемент обмундирования и образец оружия, ставшие своего рода символами гражданской войны, – «будёновка» и пулемёт системы Максима.

«Заамурец» за Днестром

На одной из марок рядом с матросом изображено странноватое сооружение, поставленное на рельсы. Чуть выше славянской вязью начертано: «Заамурецъ». Так назывался построенный в Одесских железнодорожных мастерских (по другим данным, на Одесском судоремонтном заводе РОПиТа – Российского общества пароходства и торговли) в единственном экземпляре мотоброневагон. Кстати, это второе его изображение на знаках почтовой оплаты. Впервые на марке он появился как раз во время гражданской войны. Но об этом позже… Во время Первой мировой войны он поддерживал русские войска на Юго-Западном фронте. Были выявлены некоторые недостатки в конструкции «Заамурца», и его вернули в родные мастерские для модернизации. В советское время предприятие, где в своё время создавался мотоброневагон, звалось Одесским заводом тяжёлого краностроения им. Январского восстания. Была до недавнего времени в городе и одноимённая площадь. «Январкой» мастерские стали ещё в 1923 году в память о восстании 14 января 1918 года против Центральной рады, в котором и сам «Заамурец», и занимавшиеся его модернизацией деповцы приняли активное участие. Кстати, благодаря детищу местных железнодорожных мастерских окончательно удалось сначала остановить контрнаступление гайдамаков, а затем и рассеять их. На следующий день после установления в Одессе советской власти неподалёку от железнодорожного вокзала прошли похороны погибших в январских боях. Всех, вне зависимости от того, на чьей стороне они воевали, похоронили с воинскими почестями в братской могиле. На стороне Центральной рады выступили и юнкера. Две марки серии посвящены тем, кто в январские дни 18-го воевал против восставших. На них изображены юнкер Одесского пехотного училища и боец 1-го гайдамацкого куреня. Что же касается «Заамурца», то он стал добычей банды, называвшей себя анархистами. Использовался ею мотоброневагон для сбора «контрибуции в пользу советской власти». Железнодорожное пиратство продолжалось недолго. Банду урезонил прибывший на подмогу войскам воевавшей с румынами Одесской Советской Республики отряд моряков под командованием Андрея Полупанова.

«Маньчжурский разбойник» в Приднестровье

Бронепоезд, на котором из-под Киева прибыли моряки, так и звался – «Полупановцы». К нему-то (бронепоезду тоже посвящена марка серии) и присоединили отбитого у бандитов «Заамурца». Примечательно, что мотоброневагон и бепо (на жаргоне тех лет – бронепоезд) состоят в близких родственных отношениях. Оба были не какими-то кустарными импровизациями военного времени, а специально спроектированными образцами боевой техники. И не только это их роднило. Создавались они для заамурских железнодорожных бригад.

«Полупановцы» был одним из четырёх построенных в Киеве бронепоездов типа «Хунхуз». Название, кстати, под стать «Заамурцу». Хунхузы (с китайского – «краснобородые») – маньчжурские разбойники, что-то вроде кавказских абреков. Бронепоезд вместе с включённым в его состав мотоброневагоном всё же под конец гражданской войны окажутся на «исторической родине». Пока же они сообща в феврале-марте 1918 года громили части румынской армии под Рыбницей. Далее были другие фронты гражданской войны. «Это лучший и смелый из бронепоездов. Полупанов — смелый и сильный командир», – докладывал в мае 1918 года в Москву главнокомандующий советскими войсками Юга России Владимир Антонов-Овсеенко. «Красная» карьера «Хунхуза» и «Заамурца» закончилась под Симбирском (нынешний Ульяновск) в июле 1918 года, где он стал трофеем чехословацкого корпуса. На его почтовых выпусках бывший «Заамурец» и засветился в первый раз в истории филателии. Чехословаки бепо переименовали в «Orlik».

С продвижением фронта на Восток туда же откатывались, меняя хозяев, и бывшие «Хунхуз» с «Заамурцем». В конечном итоге они оказались в Маньчжурии, где активно во время всекитайской гражданской войны (она длилась, кстати, с 1911 по 1949 год) использовались одной из многочисленных «провинциальных» армий. В Интернете есть фотографии, на которых у бывшего «Заамурца» позируют уже японцы. То есть точно можно утверждать, что мотоброневагон дожил, как минимум, до 1937 года, когда часть Китая была оккупирована Японией. О дальнейшей его судьбе ничего не известно. Может, его по старости пустили на металл, а может, он ещё и сопротивлялся наступавшим в августе 1945 года советским войскам, пока не превратился в бесформенный, неопознаваемый военный металлолом, которого тогда хватало везде, где прошлась Вторая мировая…

Под белым орлом и шестиконечной звездой

Интерес также представляет марка с изображением кокард еврейских и польских частей, сформированных в наших местах. Одесса, например, в годы Первой мировой войны стала местом формирования нескольких добровольческих частей из пленных чехов, словаков, хорватов, словенцев, поляков, воевавших до этого в рядах австро-венгерской армии. В гражданскую войну легионеры оказались по разные стороны. Например, «одесские» поляки были на стороне белых. На марке изображены кокарды двух польских добровольческих частей. Вместе с ними на почтовой миниатюре помещена звезда Давида, служившая отличительным знаком на головных уборах еврейского батальона, воевавшего на стороне Украинской Народной Республики.

Чего ещё новенького ждать?

Что же касается будущих выпусков, то, по словам директора «Марки Приднестровья», до конца года филателистов ждут серии, посвященные пчеловодству и Приднестровскому государственному художественному музею им. А.В. Лосева. «Тематика разнообразна», – лаконично заинтриговал журналистов Всеволод Лаврентьев. Не полностью раскрыв планы на второе полугодие, он, тем не менее, заметил, что историческая тематика в этом году на приднестровских марках будет продолжена. «Мы продолжим серию, посвященную родовым гербам дворянских фамилий, так или иначе связанных с нашим краем. Презентацию проведем в Бендерской крепости. Носители этих фамилий в разное время либо ее штурмовали, либо затем служили в дислоцировавшихся в Бендерах русских частях», – подчеркнул Всеволод Лаврентьев.

Сергей Стелемах.

Exit mobile version