Конец года – время подведения итогов. На днях их подводили в дипломатическом ведомстве нашей республики. Каким был 2017 год для приднестровской внешней политики, журналистам на пресс-конференции рассказал министр иностранных дел Виталий Игнатьев.
Если вкратце охарактеризовать уходящий год, то выдался он насыщенным и продуктивным. Особенно вторая его половина. Полную ретроспективу делать не будем, но кое-какие события всё же стоит напомнить. Прежде всего, это недавнее подписание пяти протокольных решений: об открытии моста через Днестр в районе сёл Гура-Быкулуй и Бычок; об апостилировании приднестровских дипломов о высшем образовании; о мерах по организации взаимодействия в области телекоммуникаций и связи; о функционировании на территории Приднестровья входящих в систему образования Молдовы школ, а также об использовании земель в Дубоссарском районе молдавскими фермерами. Подчеркнём, что со стороны австрийского председательства в ОБСЕ было огромное желание приписать этот прорыв в молдо-приднестровских отношениях себе. Весь 2017 год австрийское председательство уклонялось от организации встреч в формате «5+2», обуславливая их проведение некими предусловиями, и только в конце года, когда работа по упомянутым выше соглашениям уже была проведена, приднестровским и молдавским переговорщикам неожиданно поступило приглашение посетить Вену. Причём, как особо подчеркнул во время пресс-конференции Виталий Игнатьев, «без каких-либо предварительных условий».
Вот это и не было похоже на австрийцев, которые весь год говорили одну и ту же фразу: «Мы всегда готовы организовать встречу в формате «5+2», но хотим, чтобы стороны пришли к ней с готовностью подписать какие-нибудь договорённости». Тут же вышло наоборот: Кишинёв и Тирасполь сначала подписали пять протокольных решений, а уже затем была встреча «5+2» в Вене. Как известно, закончилась она подписанием протокола, который Виталий Игнатьев, общаясь с журналистами, назвал «Берлином-2». Действительно, в «Венском протоколе» содержатся все те же положения, что и в прошлогоднем Берлинском, но более конкретно очерчены сроки практической реализации этих пунктов. Например, на решение проблемы политически мотивированных уголовных дел отведён год.
В следующем году председательствовать в ОБСЕ будет Италия. Как уже сообщала наша газета, в конце прошлой недели глава МИД ПМР посетил Рим, где принял участие в открытии итальянско-приднестровского Дома Дружбы. Создан он был по инициативе недавно образованной Культурной ассоциации «Италия-Приднестровье». Но, как заметил в ходе пресс-конференции Виталий Игнатьев, открытие Дома Дружбы и подписание договора о сотрудничестве между МИДом и ассоциацией было не единственной целью поездки в итальянскую столицу. Там у руководителя приднестровского дипломатического ведомства также состоялся и ряд важных дипломатических встреч.
Что же касается председательства Италии в ОБСЕ, то глава МИДа выразил надежду на то, что оно будет более активным на молдо-приднестровском направлении, нежели австрийское. «У нас есть базовый документ, который регламентирует проведение заседаний консультативного формата «5+2» не реже шести раз в год. Мы рассчитываем, что итальянские партнёры будут руководствоваться этой договорённостью и смогут выстроить плановую работу. Если такой подход будет проявлен итальянским председательством, то, я считаю, положительная динамика будет соблюдена, и мы приумножим решение важных вопросов», – сказал Виталий Игнатьев. При этом глава приднестровского внешнеполитического ведомства особо подчеркнул, что «5+2» является вспомогательно-консультативным форматом. Основным же инструментом, по словам Виталия Игнатьева, являются приднестровско-молдавские переговоры на разных уровнях, в том числе в формате «1+1». В уходящем году дважды после долгого перерыва встречались главы государств, девять раз – политические представители (Виталий Игнатьев и вице-премьер Молдовы Георгий Бэлан) и более 30 раз заседали рабочие (экспертные) группы.
Кстати, накануне проведения пресс-конференции стало известно о некоторых кадровых перестановках в молдавском правительстве. В частности, со следующего года Георгия Бэлана на посту политпредставителя Кишинёва на переговорах с Приднестровьем сменит Кристина Лесник, проработавшая до этого три с половиной года в должности руководителя главного управления международных отношений и европейской интеграции министерства внутренних дел. По мнению Виталия Игнатьева, смена главного переговорщика с молдавской стороны не должна повлиять на ход диалога. «Переговоры между Приднестровьем и Молдовой показывают, что человеческий фактор не является принципиальным», – заметил в этой связи Виталий Игнатьев. При этом он напомнил, что, будучи в этой должности два года, успел поработать с тремя молдавскими политпредставителями. Глава МИД ПМР заметил, что приднестровская сторона пока ещё не была официально об этом проинформирована. «Георгий Бэлан по-прежнему формально продолжает исполнять свои обязанности», – сказал министр иностранных дел Приднестровья.
Из тех вопросов, на которых Тирасполь намерен акцентировать внимание молдавской стороны на переговорах в следующем году, Виталий Игнатьев выделил железнодорожную проблематику, включая разблокирование импорта ГСМ по северной ветке, и межбанковское взаимодействие. При этом он отметил, что в своё время была даже создана специальная экспертная (рабочая) подгруппа по межбанковскому взаимодействию, но она так и не приступила к системной работе. Возможно, этот тайм-аут будет прерван уже в начале следующего года, хотя все будет зависеть от наличия готовности к работе и политической воли у молдавской стороны.
Александр Никитин.