…Каждый год в день освобождения села и в День Победы жительница села Андреевка Пелагея Антоновна Мищишина приходила на место митинга с портретом молодого мужа. Именно таким она его увидела и полюбила, когда он вернулся с фронта, именно таким остался в её памяти Григорий Дмитриевич Мищишин – ветеран Великой Отечественной войны, муж и отец их четверых детей.
Они прожили трудную, но красивую совместную жизнь. Жили в одном селе, до поры до времени друг друга не замечали. Работали в колхозе, получили образование: Григорий окончил бухгалтерские курсы, служил в армии, а Пелагея училась в техникуме. А тут война, оккупация. Фашисты наступали так стремительно, что Григория, как и многих молодых людей, не успели призвать в армию…
Его мобилизовали сразу после освобождения села от фашистских захватчиков. И он прошёл дорогами войны до самого Берлина.
После демобилизации вернулся в родное село – молодой красавец с боевыми наградами на гимнастёрке. Любая из сельских красавиц сочла бы за счастье выйти за него замуж. А он выбрал Пелагею – один раз и на всю жизнь.
Спустя много лет Пелагея Антоновна с улыбкой вспоминала: «Гриша долго не решался сделать мне предложение. Но однажды после сильного дождя переносил меня на руках через речку. Перепрыгнул на другой берег, покачнулся и вроде как нечаянно поцеловал меня. Это сейчас поцелуи ничего не значат. А тогда, в сорок шестом, поцелуй говорил о многом!».
Осенью сыграли свадьбу. А в сорок девятом родился первенец – Василий. Потом друг за другом – Владимир, Михаил и долгожданная дочка Елена.
– У нас была очень крепкая, трудолюбивая семья, где царили любовь, взаимопонимание, забота друг о друге. Отец работал бухгалтером, мама – учителем в школе. А вечерами часто в нашем доме звучали песни. Отец очень любил песню Яна Френкеля «Журавли»: «И в том строю есть промежуток малый, быть может, это место для меня…». Он смотрел в небо, как будто искал там своих погибших боевых товарищей, превратившихся в журавлей… Отец любил жизнь, любил покупать всем наряды, и особенно маме, которую он боготворил. Она была модница! Наша семья была примером для многих, и мы даже участвовали в республиканском конкурсе на лучшую семью. И даже премию получили!
Григорий Дмитриевич был доброжелательным и общительным, его часто приглашали в местную школу. Он делился воспоминаниями о суровом военном времени, верил, что это последняя война в истории человечества. К сожалению, он ошибался…
Более пятидесяти лет прожили в счастливом браке Григорий Дмитриевич и Пелагея Антоновна Мищишины. Вместе детей вырастили, внуков, вместе радовались жизни, вместе ходили на праздники, главным из которых был День Победы.
В 2003 году Григорий Дмитриевич ушёл из жизни. И на праздники – день освобождения села и День Победы – Пелагея Антоновна стала ходить одна. Хотя нет, не одна – с портретом военного времени мужа-фронтовика. Её усаживали на скамеечку, а рядом, как живой, с фотографии смотрел её Гриша…
Нынешней весной не стало и Пелагеи Антоновны – совсем немного она не дожила до очередного, девяносто восьмого дня рождения. Она уходила из жизни без сожаления, в полной уверенности, что где-то там, высоко в небе, её ждёт любимый Гриша, с которым они будут рядом и после ухода в мир иной. И теперь они будут взирать с высоты вместе – он обязательно найдёт в том бессмертном журавлином клине место и для своей любимой…
«Они до сей поры
с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса…»
Дина Листюгина.
На фото: Пелагея Антоновна Мищишина. 9 мая 2019 года.