Домой Общество И горы узнали о нас

И горы узнали о нас

0

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» – эти строчки из песни Высоцкого, которую знают миллионы. В Приднестровье наберётся с десяток людей, кто смог пройти по горному серпантину Кавказа и поднять флаг нашей республики на пике четырёх ледников.

Это удалось команде из Тирасполя, которая за две недели исходила труднодоступные горные районы Северной Осетии на границе с Грузией. В группу, которую возглавил Владимир Воробьёв – опытный пешеходный турист, вошли люди разных профессий и возрастов: Александр Запасный, Александр Дикусар, Виктор Иванько и Вадим Малашевский, который, кстати, был новичком в этом деле и самым молодым участником похода.

По возвращении из Северной Осетии Владимир Воробьёв и Александр Запасный ещё со свежими впечатлениями пришли в редакцию. Владимир Воробьёв в горном туризме занят более 40 лет. Ходил по горам Памира, Тянь-Шаня и Кавказа. Всего около 30 походов. В 2009 году к нему присоединился Александр Запасный. Для него это был первый поход в горы Эльбруса. Потом вместе они исходили Казбек, Кармадонское ущелье на центральном Кавказе. В этом году выбор приднестровцев пал на ледники Цей и Караугом – самый большой в Дигорском ущелье Кавказа. Расположены они в разных районах, которые сравнивают по климату, по растительности, фауне со швейцарскими Альпами.

И вот при полном снаряжении в июле группа прибыла к подножию гор, на которые пока смотрела снизу вверх. Начало маршруту было положено на стыке границ двух республик – Северной Осетии и Грузии. По проложенной предшественниками дорожке серпантина приднестровские покорители устремились к вершинам. Перед восхождением они прошли акклиматизацию, приучив организм к высоте, постепенно набирая высоту.

 «Первые три дня нашего маршрута шли непрерывные ливневые дожди с грозами, что несколько затормозило и усложнило наш путь. Когда ливень несколько стихал, мы быстро собирали палатку и шли. Иногда дождь застигал в пути. Разбить привал негде – вокруг камни. Садились на них и накидывали тент сверху. Пережидали в таких случаях до двух часов», – вспоминает Владимир, с которым произошел непредвиденный случай. – Шли мы на ночлег по ледяному валу, высотой до 100 метров над ледником. Начался сильный ливень с порывистым ветром, он сбил меня вместе с рюкзаком с ног.  Мы решили, что дальше идти сложно. Спустились чуть ниже и спрятались за большим валуном, а дождь не прекращался. Надвигалась ночь. Тогда мы накидали камней, чтобы как-то выровнять площадку, и устроились на ночлег. Ночью ко всему пошёл снег, а утром – мороз».

Александр Запасный добавляет, что дождь в горах – это не то, что у нас, – прошёл и уже солнце. «Непогоду пережидали. Но первое, что надо сделать, – это защитить рюкзак от дождя. Сухой-то он весит 25 кг, а мокрый гораздо больше. А нести ведь груз самому», – смеется собеседник. Путешественники шли по 14 с половиной часов в день. В 5 утра подъём, через час – выход. Они старались как можно быстрее перейти перевал, чтобы затемно устроиться на ночлег, света, как вы понимаете, в горах нет, а спать на леднике совсем не хотелось. Когда поднялись на перевал, открылись заснеженные ущелья и склоны, ледниковые вершины, цепочки величественных горных хребтов, проплывающие мимо облака. Знакомство с красотами природы сопровождалось фотосессией. Тут они и развернули на высоте более четырёх тысяч метров наш приднестровский флаг – красно-зелёное полотнище трепал холодный ветер горного Кавказа.

Затем предстоял сложный спуск при полном техническом снаряжении с верёвками, «кошками» по леднику к следующему перевалу, а далее путь лежал в зелёную долину. «Пришли ночью. Свет только от фонарика. А вокруг рёв горной реки, на расстоянии вытянутой руки разговоров не слышно. Шум такой, будто скорый поезд идёт, – рассказывает Александр Запасный. – Когда мы, промокшие, перебрались на другой берег реки, к нам подошли пограничники – осетины. Один из них сказал: «Мы видели, как вы проходили реку, промокли. Я вам принесу носки. Потом усадили за стол, поили чаем и угощали колбасой. Я эти носки оставил на память, не стал надевать. Настолько было трогательным отношение, по-кавказски гостеприимным, от широты души. Потом нам нужен был транспорт. И они по телефону стали созваниваться: Алан, Хасан, Магомет, Майрам, помоги-довези… Была ещё встреча с замначальника североосетинской таможни, который подвозил нас. Загрузились в его машину «Жигули». Нас пять человек с большими рюкзаками. Едем, разговариваем. Общались, рассказывали о Приднестровье, как образовалась республика, что мир у нас берегут российские миротворческие войска, российские флаги наравне с приднестровским развеваются. О представительствах Южной Осетии и Абхазии упомянули», – отметил Александр.

Из долины предстояло добраться до перевала Воолагата, его высота – 4 тыс. метров. Три дня шли по скалам и поднялись на высоту 2 км. Там два больших ледника – Челенгини и Сангути, которые образуют своеобразную подкову, где происходит накопление льда. «Мы связывались верёвками для безопасности. Начали спускаться, а под снегом – гладкий, как бутылка, лёд, при этой большой толщины, и ледоруб не втыкается, соскальзывает. Сложности в прохождении добавил туман. У нас было описание и фотографии, они и подсказали нам, как найти проход в трещинах ледопада. Увидели характерный скальный зуб, он совпал с фотоописанием, и мы стали подниматься. А когда туман днём расступился, оказалось, что мы пришли не на перевал Воолагата», – описывает ситуацию Владимир Воробьёв.

«Когда пришли на перевал Воолагата, – говорит Александр Запасный, – нашли записку. Её оставили год назад белорусские туристы из Витебска. И мы в свою очередь в специальной капсуле оставили свою для последующих групп. В ней написали, что через перевал по маршруту прошли туристы из Приднестровья. После такого приключения погода нам улыбнулась, и весь оставшийся путь светило яркое солнце».

Горы требуют от человека терпения и выдержки. Идя по отвесному склону, всегда надо помнить, что позади товарищи, все идут в одной связке. «Горы – это объективная опасность для всех, мы готовились по части снаряжения, обуви, касок, страховочной системы, планирования маршрута и реальной оценки своих сил и возможностей. Бахвальства не было, был определённый опыт у меня и участников, а он предполагает осторожность. И мы всегда делаем всё надёжнее, чем надо. Главное – вернуться домой», – отмечает Владимир Воробьёв.

Нынешний поход по горам Кавказа стал своеобразной репетицией перед будущими восхождениями. Пока путешественники не решили, куда отправятся на следующий год, но возвращение в горы обязательно произойдёт. Вместе со снаряжением в рюкзаке будет флаг нашей республики. Когда высота будет взята, его вновь поднимут в синеву неба над покорённой вершиной. И другие горы, и другие страны узнают о нас.

Ирина Герасимова.

Exit mobile version