Его увлечение сравнимо с рекой. В половодье она выходит из берегов и, кажется, готова разливаться все дальше и дальше…
А началось все с того, что еще шестилетним мальчиком он подобрал с дороги сбитого машиной голубя. Отнес сизяка домой, начал за ним ухаживать, а когда птица выздоровела, перед тем, как отправить в полет, собрался вдруг ее… покрасить. Почему, подумал, другие голуби разноцветные, а мой белый. Взял акварель и начал кисточкой по грудке проводить, по крыльям, а выше клюва кляксу поставил. Разрисовал от души, красавец получился, и решил не отпускать его на волю, а у себя оставить. Так в районе плавней в Тирасполе (был такой район в городе, в окрестностях роддома) появился новый голубятник – Сергей Симонов. Начало увлечению было положено давно – шестьдесят лет назад, и разве мог тогда мальчик Сережа подумать, что возникшее вдруг желание разводить голубей станет его любимым занятием на всю дальнейшую жизнь?!
Сегодня голубиное хозяйство Сергея Леонидовича насчитывает более 250 пернатых. Можете себе представить, какая это будет армада, если все птицы разом взлетят в небо! Глядя на несколько десятков голубей, сидящих и прыгающих на балконе голубятни, представляющей собой не простенький, сбитый из досок домик на куриных ножках, а солидное строение с окнами, двускатной крышей, высокой лестницей для хозяина и лазами, жердочками для голубей, выделяю почтовых. И тут же мысленно обращаюсь к далекому прошлому, к тем знаниям, которыми владею об этой породе. Привязанность птицы к своему гнезду, ее способность ориентироваться, находить дом и преодолевать большие расстояния с относительно высокой скоростью (до 80 км в час), человек заметил несколько тысячелетий тому назад. Известно, что впервые для передачи информации военного значения голуби были использованы в 45 г. до н. э. при осаде города Модены в древней Италии. Греки и римляне применяли голубей для оповещения о победах на Олимпийских играх или в сражениях. Организацию первой государственной голубиной почты приписывают властелину Египта и Сирии султану Нуреддину, по распоряжению которого в начале ХII века была построена целая сеть почтово-голубиных башен (станций). Известие о высадке в Египте крестоносцев было передано султану также с помощью голубей.
Интересно узнать, что первый кружок любителей почтового голубеводства был создан в городе Лютихе в Бельгии в 1818 году, а через два года уже проводилось первое соревнование на дистанции Париж – Лютих (350 км). Голубь-победитель прилетел домой в тот же день. Его носили по всему городу с музыкой и в его честь стреляли даже из пушек. Почтовые голуби были взяты на службу коммерции и журналистике. Так, лондонские Ротшильды в значительной степени своим богатством обязаны им. При их помощи они раньше других были информированы о различных событиях и курсе валют. Во время французской революции 1848 года редакции бельгийских газет при помощи голубиной связи получали известия с театра действий иногда раньше парижских газет. А при осаде Парижа прусскими войсками в 1870-1871 годах почтовые голуби сослужили французам верную службу, доставив сотни депеш жизненно важного содержания. Спустя несколько лет почтово-голубиные станции были созданы в Бельгии, Германии, Италии, Франции… В России первые появились в Москве, Петербурге, Киеве, Смоленске, Бресте, Севастополе. С тех пор регулярно проводятся соревнования почтовых голубей разного уровня.
«А Вы сами участвовали в таких соревнованиях?» – тороплюсь спросить у своего героя, уверенный, что так должно быть. «Нечасто, но пробовал, – ответил Сергей Леонидович. – В Кишиневе, Бельцах, Оргееве, Страшенах – не раз и в Одессе, Харькове, Николаеве, Белгороде-Днестровском выступал со своими питомцами. И в России бывал, правда, здесь есть некоторые проблемы: граница, таможня, документы на птицу, но очень хочу, и все же на соревнования туда соберусь и поеду».
А вот о наградах по скромности собеседник умолчал. Две золотые медали, многочисленные дипломы, грамоты – они у него, как в музее, нашли свое место в отведенном для этого шкафу, на полках которого кроме них – специальная литература и оригинальная статуэтка двух белых голубей с распростертыми крыльями.
И еще не мог не задать ему такой вопрос: «У вас не один десяток пород голубей. Говорите, что помимо почтовых, есть знаменитые николаевские, бакинские, узбекские, краснобокие и чернобокие, горделивые дутыши, белоголовые космачи… Все они красивые, редкие, и все же, назовите самых любимых?». Догадываюсь, что ответить голубятнику непросто. И все же слышу неуверенное: «Наверное, турецкие, породы «Такла». Он что-то еще собирался добавить, но, задержав взгляд на стае голубей, произнес: «Гляньте на крайних, смотрите, какие уникальные пируэты они делают. Это и есть те самые, таклы».
А рядом с голубями во дворе уживаются и другие экзотические птицы. В вольерах, похожих на те, что мы привыкли видеть в зоопарке, живут фазаны. Они выглядят празднично – у них очень красивое оперение и изящные формы. Взять хотя бы, к примеру, обыкновенного фазана – лесного обитателя. С виду птица похожа на обычных кур, но есть и существенные отличия – во-первых, длинные перья хвоста, сужающиеся к концам, во-вторых, наличие красной кожи возле глаз – лицевой «маски». Самцы у фазанов выглядят более ярко, чем самки. Серебристо-серое оперение имеет массу оттенков, привлекающих взгляд, – желтые, оранжевые, фиолетовые, пронзительно-зеленые. На шее и голове – бирюзовые перья.
Не мог не пройти мимо супер-красавцев фазанов Алмазных, Серебристых, Золотых. Они в наших краях – редкость. Алмазный фазан – одна из красивейших птиц в мире. Второе название его, Леди Амхрест, получено в честь жены генерал-губернатора, отправившего давно птицу из Индии в Лондон. Оттуда этот фазан распространился по всей Европе, и назвали его так неспроста: его оперение переливается как драгоценный камень. На голове – широкие белые перья, похожие на старинный парик, грудь – оливковая или изумрудная, переходит в белый живот. На зобе – вперемешку белые и черные перья, а на спине – иссиня-черные. Роскошный хвост. Свободно уживается с курами и голубями. Как, впрочем, и Золотой фазан, отличающийся особой величественностью и красотой оперения. Его чаще можно встретить в заповедниках, в прочей местности он редкий гость. А вот у Симонова он есть. Красавец с золотистым хохолком на голове, по краям которого черная обводка, с перьевым окрасом у самцов с сочетающимися желтыми, оранжевыми, черными, охристыми и синими оттенками и с шеей, украшенной оранжевым «воротничком» с темной каймой. И он, как фазан Алмазный, дружен с курами. Наверняка поэтому при разведении потомства Сергей Леонидович практикует подкладывать последним фазаньи яйца. А куры у него тоже непростые – бройлерные, породы Брама. Что в них особенного? Да то, что они – приятные толстушки с красивым оперением, весом до 4-5 килограммов, и очень миролюбивые, с покладистым, услужливым характером. Отсюда и хорошие несушки, все молоденькие фазаны Симонова выросли не без их помощи.
И о канарейках хочу замолвить слово. Эта птица и есть та самая фишка в увлечении моего героя. Думаете, я случайно в названии статьи упомянул Канарские острова? В Большом энциклопедическом словаре о ней говорится так: «…птица семейства вьюрковых, длина 12-14 см. Родина – Канарские острова (отсюда название), Азорские и остров Мадейра. В XVI веке завезена в Европу и одомашнена. Выведено много пород декоративных и красиво поющих канареек; способны к звукоподражанию».
«В способности подражать той или иной мелодии, голосу и заключается загадка птицы, ее прелесть, – говорит Симонов. – Конечно, процесс обучения пению чрезвычайно интересный, хотя и непростой, требует много времени и усилий, порой тебя ждут и разочарования, но в итоге это забавно». Сергей Леонидович показывает клетки с кенарами – они разные: серенькие, коричневые, белые, желтые…Желтая наиболее популярна у любителей, яркость окраски такого питомца может сильно варьировать. Зеленая разновидность ближе всего по окраске к своему дикому предку и также имеет несколько модификаций. Желтые канарейки считаются самыми «крутыми». Чтобы вывести их, как правило, приходится проделать большую, если не огромную, селекционную работу, не один вид птицы пройдет через запланированное скрещивание, прежде чем на свет появится та, которая задумана. У Симонова такие канарейки есть, и их немало, они – его достижение, именно такое разведение птицы влечет его.
Вижу, как в клетках поодиночке сидят кенары, а по комнате плывет мелодия, и они молча слушают ее. Внимательные, сосредоточенные. Сначала привыкают к звукам, потом начинают вторить им. Это продолжается не день и не два – может до года. «Отличным учителем, – делится Симонов, – конечно, станет самый лучший кенар-певец. Важный нюанс: кенар поддается обучению лишь до трёх лет, после он просто не будет перенимать другие звуки. Одной из методик обучения является обучение с затемнением клетки ученика, который в одиночестве слушает пение более опытного сородича или аудиозапись какой-то мелодии. Для такого вида учебы также можно использовать игру на различных музыкальных инструментах. И не важно, будь то дудочка или даже колокольчик, важен сам факт музыкального сопровождения. Наигрывайте несколько раз в день одну и ту же мелодию, пока кенар ее не выучит. И рацион питания надо учитывать: давать зерновой корм, листья капусты, свежее яблоко, в качестве подкормки – яичную скорлупу или мел, и обязательно чистую воду. Канарейки обожают купаться, и иногда принимают ванну по несколько раз в день».
А еще узнал от Симонова, как он в декабре минувшего года с одним своим питомцем собирался ехать в Москву на престижные певчие соревнования. Уверен был, что его кенар покажет класс, но досада вышла – за несколько дней до отъезда исполнитель заболел. До сих пор сожалеет Сергей Леонидович об этом, но поучаствовать в подобном конкурсе все же мечтает и к нему продолжает тщательно готовить нового представителя.
Канареечные трели. Как они прекрасны и неповторимы… Наслушаешься их и чувствуешь себя умиротворенным, восхищаешься непревзойденным богатством природы. Не случайно многие из нас, как когда-то император Николай II, являются поклонниками канареечного пения. А в те времена, чтоб вам было известно, певчая канарейка стоила не меньше хорошей кавалерийской лошади. И сейчас в наш высокотехнологичный век голос этой маленькой птички не сравнить ни с каким другим. Его нужно только слышать.
Ознакомившись с птичьим царством Сергея Леонидовича Симонова, невольно попадаешь на далекие таинственные острова, в заморские страны и ловишь себя на мысли, как все же прекрасен и удивителен этот мир, в котором мы живем.
Александр БОРИСОВ.
г. Тирасполь.