2.7 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Как будто сами мы прошли дорогами войны…

За кадрами видеофильма звучит такая знакомая и сегодня так редко исполняемая песня «С чего начинается Родина». А на кадрах – молоденькая девушка-врач и её диплом об окончании Днепропетровского мединститута. Дата выдачи диплома – 22 июня 1941 года. Этот фильм, как и многие другие видеофильмы на военную тематику, создал рыбничанин Борис Рубин.

– Это фильм о нашей маме, которая вместо бального платья в день получения диплома надела шинель и сапоги. Все выпускники мединститута 1941 года, в числе которых была и моя мама Елизавета Фельдман, были мобилизованы в армию, – вспоминает дочь военных врачей Полина Рубина. – Мама прошла дорогами войны с военным госпиталем от Сталинграда до Чехословакии. И на этом пути были не только ужас и смерть, но и светлые дни, и встреча с любимым человеком, и великий и долгожданный День Победы. А через много-много лет мы с мужем решили повторить этот путь боевой славы наших родителей и поклониться их мужеству и героизму. И мы сделали это!

Удивительные люди живут в нашей тихой провинциальной Рыбнице. И некоторые заслуживают того, чтобы о них рассказать многочисленной аудитории читателей нашей газеты. Супруги Борис Владимирович и Полина Михайловна Рубины относятся к их числу.

Михаил Файнгольд. 1945 год.

В Рыбнице их знают многие: Борис Владимирович много лет руководил рыбницкой почтой, а Полина Михайловна преподавала немецкий язык в средней школе №11. Рыбничане знали и уважали и родителей-фронтовиков Полины Михайловны, которые после войны работали в городских медицинских учреждениях. Отец, Михаил Иосифович, ушёл из жизни ещё в 1985 году, а Елизавета Ефимовна прожила 95 лет, и её хорошо знали в музеях и школах города – она рассказывала о Великой Отечественной войне как очевидец тех событий, и это всегда вызывало интерес у молодого поколения рыбничан.

Шесть лет назад не стало Елизаветы Ефимовны. И именно тогда её дочь и зять решили посетить места боевой славы своих родителей. Взрослые дочери Рубиных, Татьяна и Елена, поддержали своих родителей и помогли материально.

В советское время следопытами, ведущими исследовательскую работу по восстановлению исторической правды и поиску героев, были школьники. А в наше время эту миссию взяла на себя супружеская пара приднестровских пенсионеров Рубиных.

– Понимаете, история нашей семьи необычна. Тут перемешались и героизм, и любовь, и трагедия – рассказала Полина Михайловна. – Из четырех детей семьи Фельдман трое приняли непосредственное участие в событиях военного времени: мама, Елизавета Ефимовна, была военным врачом, сестра Татьяна – медсестрой, младший брат Иосиф был моряком. Только старшая, Мария, была эвакуирована из Рыбницы, но она в эвакуации умерла. На фронтах Великой Отечественной воевали братья моего отца. Сам отец после окончания Ташкентского мединститута в 1942 году тоже попал в действующую армию, прошёл дорогами войны до Австрии, принимал участие в штурме Вены. У него и медали сохранились – «За взятие Вены» и «За победу над Германией». А мама моя за мужество и героизм награждена орденом Красной Звезды, Благодарственной грамотой маршала И.Конева, Благодарностью командующего 3-й гвардейской армией В.Гордова и многими медалями.

Она спасла сотни советских солдат, оперировала часто без наркоза, в палатке, под пулями и снарядами прямо на линии огня. Работала сутками, а когда теряла силы, просила: «Я посплю немного, а через три часа разбудите». Однажды в перерыве между операциями к ней подошел почтальон. То, что она узнала из письма, повергло её в шок. Родители Лизы погибли мученической смертью – их вместе с десятками других рыбницких евреев фашисты закопали живыми в землю. Увидев состояние Лизы, её хотели освободить от работы. Но она молча подошла к операционному столу и продолжила оказывать помощь раненым.

Таня Фельдман. 1943 год.

Однажды в госпиталь привезли раненого немецкого офицера. Маму заставили его оперировать – надо было его спасти, так как он владел ценной информацией. Большим усилием воли Лиза, сдерживая слёзы и задыхаясь от ненависти, заставила себя подойти к операционному столу и ампутировать ему раздробленные конечности. И она спасла фашиста от смерти. Немец дал важные сведения, которые помогли провести успешную операцию практически без потерь. Елизавета Ефимовна была очень мужественным и ответственным человеком, с огромным чувством долга и сильной волей. Такой мы её знаем и помним.

Начиная с 2015 года, мы с мужем каждый год выезжали за границу. Были в Будапеште, Вене, Праге, Берлине – там, где были наши родители…

– Что вам особенно запомнилось в Европе?

– Запомнилась Вена, Мемориал Славы, ухоженность и чистота возле памятников и могил советских солдат. Вена для нашей семьи – особый город. Именно в нём мама познакомилась с папой в военном госпитале. Это был сорок пятый год. Папа, Михаил Файнгольд был ранен, мама его лечила и выхаживала. Это была любовь с первого взгляда. Они поженились в Вене и никогда больше не расставались. Через десять месяцев родилась я, ещё через пару лет – мой брат.

– Вы были и в Праге…

– Мы не могли не поехать в этот город, в котором были и наши родители. Именно в Праге установлен памятник командарму, маршалу Ивану Коневу, армия которого освобождала Чехословакию. Конев знал о моей маме и даже отметил её мужество Благодарственной грамотой и костюмом, что было очень ценно в то время. Конечно, жаль, что история перекраивается и перекрашивается. В Чехословакии мы не увидели мемориальной доски с именем Конева, которая раньше красовалась на здании ратуши. Гид на наш вопрос ответила, что доска находится на реставрации. На самом деле её просто сняли. Дочь Конева просила отдать ей мемориальную доску на память об отце. Но, насколько мне известно, ей отказали. Такие нынче порядки в Европе.

Но что касается простого народа, то они помнят и чтут советских солдат. Охотно помогали нам найти тот или иной объект и высказывали слова благодарности советским солдатам.

– Но был ещё Берлин…

– Да, мы с мужем были в Берлине, в рейхстаге. В нашем городе было много фронтовиков, и один из них – Никодим Хрисанфович Попов, который в мае сорок пятого у рейхстага поставил свою подпись на стене гнездилища Третьего рейха.

– В истории вашей семьи есть и ещё одна незабываемая страница – вы нашли могилу вашего дяди Иосифа, который ушел на фронт девятнадцатилетним мальчишкой…

– Мы искали место захоронения Иосифа давно, ещё когда мама была жива. И только в 2017 году на сайте «Память народа» нашли сведения об Иосифе – он погиб в морском бою под Туапсе. В мае 2017-го поехали в этот город. Мы обходили и объездили все окрестности Туапсе, обследовали каждую могилу – там, кроме памятников, есть мемориальные доски с фамилиями погибших. 9 мая в Туапсе на параде я подошла к морякам и рассказала о нашей проблеме. Мне посоветовали зайти в Музей обороны Туапсе, где есть списки погибших.

В музее, узнав, откуда и с какой целью мы приехали, к нам отнеслись с уважением и пониманием. Исследовав несколько томов со списками погибших за этот город, мы наконец-то нашли фамилию нашего Иосифа…

На могилу мы с мужем поехали на следующий день – она была за городом. Лил дождь, на который мы не обращали внимания. Местные жители помогли нам найти братскую могилу. Когда я прочитала фамилию своего дяди на мемориальной плите, то не смогла сдержать слёз. Я была первой родственницей, которая плакала на могиле своего такого молодого дяди, который уже никогда не постареет… Мы с мужем возложили цветы, поклонились праху героя.

Наши родные живы, покуда жива память о них.

Дина Листюгина.

Фото из семейного архива Рубиных.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив