Домой Общество Как встречали 50 лет Победы

Как встречали 50 лет Победы

0

О чем писала газета «Приднестровье» в праздничные дни 24 года назад?

Первый раз редакция нашего только появившегося издания готовила выпуск ко Дню Победы в 1995 году. Совсем другое время, да и ветеранов войны было в разы больше. Да и дата самая что ни на есть значимая – полвека после окончания Великой Отечественной!

Всем коллективом просматриваем эти страницы, готовясь к номеру уже спустя 24 года. Вверху – обращение «Все помнит мир спасенный!», здесь же, на первой странице, – тематический рисунок с подписью «Никто не забыт, ничто не забыто» и поздравление тогдашнего министра обороны Станислава Хажеева вместе с приказом о проведении парада.

Открываем газету и читаем разворот с названием «Живи и помни!» с рассказами о ветеранах Великой Отечественной. Предваряют их немые и оттого еще более скорбные цифры: «Враг разрушил и сжег 1710 наших городов и поселков, 70000 сел и деревень, 32000 промышленных предприятий, 98000 колхозов, 1875 совхозов».

Связь времен запечатлена на двух любопытных фотографиях в этой же рубрике. На первом снимке – Евгений Радченко, Владимир Бочковский и Василий Коцур. Фронтовые дороги не сводили их вместе, монтаж сделали работники редакции. Другой известный фронтовик и по совместительству фотограф Лемар Корзилов застал воинов, оставшихся бравыми офицерами, на празднике в Тирасполе. Вот так рождается история!

Раритетные фотографии были и остаются визитной карточкой газеты. Вот, например, фамильное фото Добрыниных. Летчик-истребитель, младший лейтенант Николай Алексеевич погиб в боях за Родину в Крыму в 1941 году. Жена умерла во время оккупации в Харькове.

Давно заметил, что наиболее проникновенные, острые, проникающие в самую душу стихи о войне пишутся только очевидцами, участниками тех событий. В этом же номере «Приднестровья» напечатана поэтическая подборка ветерана и журналиста Петра Шпакова «Чем дальше мы уходим от войны…».

Далее по номеру. Началась публикация мемуаров «Под крылом – Молдавия» Героя Советского Союза Ивана Пащенко, которые он написал совместно с приднестровским писателем Владимиром Полушиным. В годы войны Иван Васильевич летал на Ил-2, среди его военных операций значится и Ясско-Кишиневская. После войны ему довелось служить в том числе и в Тирасполе. В этом теплом городе он и решил «осесть», выйдя на заслуженный отдых. В 1991 году именно он, потомственный кубанский казак, возглавил возрожденное Черноморское казачье войско. Но вернемся к героическому прошлому лейтенанта Пащенко. К маю 1945 года он совершил 130 (100 успешных) боевых вылетов с боевым налётом 109 часов 47 минут, сбросил по войскам, технике и узлам сопротивления противника 38 650 кг бомб, провёл 4 воздушных боя с истребителями противника, сбил два вражеских самолёта. Его самолет подбивали 6 раз и один раз – сбили. Все обошлось: Иван Васильевич сел в затопленном в половодье лесу, вытащил своего стрелка Илью Добрынина, перевязал и тащил из леса, пока не встретил югославских партизан, отправивших их в госпиталь.

В 1995 году у ровесников Великой Победы уже были внуки – по Земле шагало третье поколение. Одна из статей была посвящена Семену Никифоровичу Сухому, подполковнику в отставке, жившему в Тирасполе. Крестьянский мальчишка, бывший подпасок, поступил в Краснодарское военное училище и в 1939 году стал лейтенантом. Боевое крещение он получил, обороняя Москву (их полк срочно перебросили из Киевской области), а первая награда на гимнастерке молодого офицера засияла в тяжелейшем 1942 году. Он был командиром лыжников-разведчиков, и бойцы достали важнейшие сведения: один из первых «котлов» – 16-я гитлеровская армия, которая блокировала Старую Руссу, «подняла руки». Газета без прикрас буквально успела рассказать о подвигах Семена Никифоровича – в 1996 году его не стало…

Следующим листаем уже номер, увидевший свет после грандиозного праздника, 11 мая 1995 года. Дмитрию Петровичу Саитову, одному из старейших ветеранов того времени, и его жене Клавдии Епифановне республика вручила автомобиль «Волга» ГАЗ-31. Во время тяжелых военных лет некоторые сознательные граждане, патриоты, жертвовали свои деньги в пользу армии. Клавдия Епифановна продала дом, собрала сбережения семьи и отдала их на танк, на котором и воевал муж. Подробности этой истории не описаны, и сейчас она звучит почти фантастично, но Игорь Смирнов от имени приднестровского народа передает ключи от новой машины. Лозунг «Все – для фронта, все – для Победы» оказался вовсе не дежурным… Можно ли выразить такой патриотизм лозунгом? Шутка ли! Так танк и обернулся «Волгой» спустя полвека. Мы, приднестровцы, просто не имеем права забыть эту героическую чету.

Как и 24 года назад, сегодня «Приднестровье» на первое место в своих очерках о военном времени ставит неповторимую и полную загадок судьбу человека: воина-освободителя, труженицы тыла, ребенка, родившегося в тяжелые годы. И нам еще есть что рассказать, с кем побеседовать, кого вспомнить.

Андрей ПАВЛЕНКО.

Exit mobile version