Вышла в свет замечательная книга «Приднестровье глазами детей». Под таким названием объединены прозаические, стихотворные произведения и рисунки юных приднестровцев, посвященные родному краю.
Темы приднестровской природы, истории сами по себе свежие, едва початые. А тут ещё и не переставший удивляться миру глаз ребенка, для которого не только краски не потускнели, но и сама жизнь полна волшебства.
Издание осуществлено литературным фондом союза писателей Приднестровья по заказу государственной службы по культуре и историческому наследию.
«Детство – удивительный мир, в котором всегда торжествует творчество», – отмечает в предисловии главный редактор Валерий Кожушнян. Не беда, если, повзрослев, ребятишки не свяжут жизненный путь с литературной деятельностью или изобразительным искусством. «Но нельзя отрицать и другого факта: с юными авторами на всю жизнь остается трепетное отношение к родному слову, укореняется отзывчивость души. Так становятся настоящими людьми, истинными гражданами родной земли».
Идея издания витала давно. Во второй половине 2019 года по инициативе главы государства Вадима Красносельского было решено объявить республиканский конкурс школьных произведений к 30-летию ПМР на трех официальных языках: молдавском, русском и украинском.
Задача перед школьниками поставлена непростая – сочинить стихи, рассказы, да ещё и проиллюстрировать произведения на заданные темы.
Всего в конкурсе приняли участие свыше четырехсот участников. К сбору и обработке материалов подключилось министерство просвещения, потом взялись за дело литературные и художественные редакторы от союза писателей и союза художников.
«Поражает, – пишет Валерий Кожушнян, – жанровая палитра произведений юных прозаиков. Здесь и рассказы, и легенды, и сказки, и точные, овеянные любовью зарисовки о природе края, его людях, и документальные повествования, и даже семейные хроники. Для нас это и понятно – край наш благодатный, и его история насыщена значимыми событиями!».
А сколько у нас одаренных детей! Уровню представленных изобразительных произведений нельзя не порадоваться – а это заслуга и преподавателей, и родителей.
Василий Сухомлинский говорил, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Что ж, на самом деле, и жизнь взрослого без этих факторов неполноценна. Каждый из нас без сказки, без чуда, без красоты – «засушенный цветок». Вот только сами взрослые не могут, как правило, подарить себе сказку. Её дарят нам дети, позволяя открыть мир заново, увидеть его во всей красоте.
Из предисловия: «Разные строки, а объединяет их одно – умение видеть, разглядеть в обыденности важные мгновения жизни». Нам, журналистам редакции газеты «Приднестровье», очень приятно, что в книге есть зарисовки о конкретных населенных пунктах; детский взгляд, сказка словно бы входят в ткань жизни. Названия приднестровских городов и сел, как самородки, наполняют волшебную шкатулку: «Приезжайте в Рыбницу», «Севериновка – мой дом», «Каменка – моя Родина», «Рассвет в Бендерах», «Адрес солнца – Днестровск»…
А вот интересно было бы поместить рядом журналистский очерк о селе (городе) и тут же – детский. Не в смысле сравнения «уровня», а с целью ощутить разницу между детским и взрослым взглядом.
А какой силой дышит стихотворение, написанное Матвеем Малахивским, «Что такое Приднестровье?»!
Что такое Приднестровье?
Это жок и «Мэрцишор»,
Это сотканный вручную
Яркий бабушкин ковер…
Действительно, и палитра нашего края, и сама книга очень напоминают «Яркий бабушкин ковер», где каждая нить – судьба, каждый фрагмент – часть реального и, вместе с тем, волшебного пейзажа.
Дети умеют видеть мир в лаконичных символах, деталях. На рисунках видим кицканский мост (Кира Соценко), Мемориал Славы в столице (Виктория Селезнёва), тираспольский ГДК (Анастасия Зайцева), трубы Молдавской ГРЭС (Роман Пасько), «Дом с бельведером» в Тирасполе (Дарья Федотова), «Вечернюю прогулку у озера» в Бендерах (Ксения Позднякова), «Торговую площадь» в Каменке (Ангелина Кисничан), Михайловский собор в Рыбнице (Любовь Гордиевская), «Вид Днестра в Дубоссарах» (Анастасия Петрушан), «Мой любимый храм», Григориополь (Анастасия Халюк).
Лично автора этих строк очень порадовали произведения с этнографической окраской, свидетельствующие о передаче традиций народного творчества. В этом ряду: «Свадьба», Каменка (Дарья Ярмуратий), «Традиции родных мест» (Анна Мустяцэ), «Хлеб-соль» (Алира Батрынча), «Домик в деревне» (Ярослав Телюх), «Ожидание» (Анастасия Кожухарь)…
Список можно продолжать – все без исключения рисунки достойны упоминания. Но я позволю себе сказать всего несколько слов о последней из перечисленных работ. «Ожидание» Анастасии Кожухарь – красочный, в духе постимпрессионистов и художников-примитивистов, пейзаж. Домик, у которого сидят, вероятно, пожилые родители, ожидая, когда в гости придут дети и внуки. Пестрая дорожка, расстеленная прямо во дворе, желто-красная осень… Но не меньше атмосферы, сказочно-осенней, потрясают элементы декора, орнамент. Столбы дома украшены типично молдавским, причем средневековым, орнаментом, хорошо известным этнографам. Что это? Метко подсмотренная ребенком деталь или же нечто, рожденное спонтанно?.. А если так, выходит, культурные маяки не просто тиражируются, а рождаются сызнова нашими детьми, как очень глубокое, неподдельное, многовековое…
Петр ВАСИН.
Фото: www.gssmi.gospmr.org