Домой Разное Краткая история одного бренда

Краткая история одного бренда

0

Загадка для любителей географии: «Назовите пищевой продукт, в котором было бы сразу два прилагательных, обозначающих топонимы». Конечно же, это «Советское Шампанское» – бренд, переживший страну, чьё название носил. Бокал с этим вином поднимали многие из нас, если не все, в Новый год.
Голицинский пролог
Шампанское виноделие в России зародилось в 1799 году в Крыму в Судаке, и в течение нескольких лет появились несколько предприятий по производству пенистых и столовых вин. Однако с началом Крымской войны (1853-1856 гг.) эти предприятия были закрыты и утеряны описания технологии шампанского. Честь восстановления игристых вин и идея создания русского шампанского принадлежит князю Льву Голицыну в 90-х годах XIX века.
Рецептура за годы подзабылась. Да и соответствовала ли она оригинальной, сказать трудно. Хотя в воспоминаниях современников есть свидетельства, что голицинское шампанское гурманы не жаловали, предпочитая ему натуральное. Дело обычное – у нас всегда почему-то предпочитали импорт.
В 1904-1905 годах на заводе Голицина в местечке Абрау-Дюрсо близ Новороссийска химиком работал будущий отец «Советского Шампанского» Антон Михайлович Фролов-Багреев. Его карьеру подкосила Первая русская революция. Он был уволен как политически неблагонадёжный…

Реэкспорт технологий
А что же с «Советским Шампанским»? При Союзе существовали государственные стандарты (ГОСТ). Кто забыл или вовсе не знает, что это такое, напомним. Системой ГОСТов прописывалось, что тот или иной продукт питания должен быть именно таким, а не вариацией на его тему. Сегодня рекламщики не забывают подчёркивать, что тот или иной товар производится в точном соответствии с советскими ГОСТами.
ГОСТ применительно к «Советскому Шампанскому» свидетельствовал о том, что вино произведено по первозданной рецептуре, завезённой в СССР из Франции. Сейчас бы это назвали промышленным шпионажем, но в далёкие 20-е годы прошлого века французские виноделы даже были рады «разведывательной» миссии их советского коллеги Антона Фролова-Багреева.
Франция переживала последствия Первой мировой войны, а посему даже предложение поделиться технологиями с ненавистными большевиками воспринималось как благо. Послан на родину игристых вин в 1924 году будущий отец «Советского Шампанского» был ни много ни мало, а по заданию председателя Совнаркома Алексея Рыкова.
По возвращении из Франции Фролов-Багреев основал производство шампанского в местечке Абрау-Дюрсо близ Новороссийска по методике французского профессора Момене. Вино в течение 25-27 суток проходило вторичное брожение в изобретённом Фроловым-Багреевым акротофоре (в переводе с греческого «сосуд для чистого вина»), после чего в охлаждённом состоянии под давлением оно разливалось по бутылкам.
Марка «Абрау-Дюрсо» также наряду с «Советским Шампанским» была в ходу во времена СССР. Кстати, Антон Михайлович Фролов-Багреев с 1915 года и вплоть до оккупации Кишинёва румынской армией возглавлял там училище виноградарства и виноделия, а заодно заведовал опытной винодельческой станцией. В 1942 году он станет лауреатом Сталинской премии III степени и будет удостоен ордена Ленина. Кроме этих наград у него было ещё шесть орденов: три советских Трудового Красного Знамени и царские святой Анны II и III степеней и святого Станислава III степени.
А самым поразительным было то, что изыскания Фролова-Багреева не просто были признаны на родине шампанского. Франция в послевоенное время купит в СССР лицензию на рецептуру изготовления вина, родоначальником которого сама же и является…

Ростов–папа!
Что же касается собственно «Советского Шампанского», то днём его рождения стоит считать 28 июля 1936 года. Тогда на заседании Политбюро было принято Постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) «О производстве «Советского Шампанского», десертных и столовых вин». За время, прошедшее с первых экспериментов, советские виноделы под руководством всё того же Антона Фролова-Багреева усовершенствовали методику. Не забыли и о закупке за рубежом современного технологического оборудования. И если уж мы вспомнили дату, с которой ведёт свою историю «Советское Шампанское», то стоит назвать и место его появления на свет. Первая партия была разлита в том же 1936 году на специально построенном Донском заводе шампанских вин, позже переименованном в Ростовский комбинат шампанских вин. От полукустарного производства в Абрау-Дюрсо новое предприятие отличал последний писк в мировых винодельческих технологиях – оборудование французской фирмы «Шоссепье». Советским инженерам потребуется совсем мало времени, чтобы создать отечественный аналог.

Хаб по-советски
Всего в бытность СССР было тридцать заводов шампанских вин. Крупнейшие – Московский и Ленинградский. Кто-то «продвинутый» в логистике скажет: «Всегда удивлялся «совковой» глупости. Где Питер, а где виноградники?». Вывод слишком поспешный.
В советских верхах рассудили здраво. Проще через всю страну возить виноматериал, чем готовую продукцию. И не надо обладать сверхъестественными познаниями в экономике, чтобы понимать одну простую вещь – в двух крупнейших городах Союза и спрос на шампанское был выше, чем в среднем по стране. Из потребностей того или иного региона и рассчитывались мощности заводов шампанских вин. Чем не «хабы» в привычном нам понимании этого забугорного слова?

Конец или вторая жизнь марки?
В 1969 году «Советское Шампанское» вышло за пределы соцлагеря. Его стали массово экспортировать в капстраны под маркой «Soviet Sparkling» («Советское игристое»). Против того, чтобы напиток, производящийся для продажи внутри Союза и на рынках соцстран, имел прежнее название, французы не возражали. Через двадцать с небольшим лет всё поменяется…
В 90-е годы прошлого столетия мы стали очень податливы к любым требованиям с Запада. В 1997 году Россия (именно на её территории находилась большая часть из тридцати советских заводов шампанских вин. – Прим. ред.) признаёт исключительное право на слово «шампанское» за Францией. Хотя на его «родине» игристые вина давно уже производятся по разработанной в Советском Союзе технологии. Ещё через 7 лет будет дано некоторое послабление. Марке «Советское Шампанское» дадут право на жизнь, но при условии, что это словосочетание будет писаться только кириллическими буквами.
Сергей СТЕЛЕМАХ.

Знаете ли вы, что …

Микробиолог Луи Пастер считал шампанское самым полезным из алкогольных напитков.
Давление в бутылке с шампанским – 6,3 кг на квадратный сантиметр, что втрое выше, чем в шине автомобильного колеса.

Фольгой пробку шампанского изначально оборачивали для защиты от посягавших на вино крыс. Виноделам казалось, что это остановит жителей погребов от покушения на пробку. С тех пор самый узнаваемый элемент упаковки остался на бутылке как дань традиции.

Удерживающая пробку проволочная уздечка под названием «мюзле» не случайно имеет длину 52 см: такой длины был кусок проволоки, который вынула из корсажа платья Жозефина Клико, закупоривая бутылку своего имени. А до изобретательной вдовы пробку перевязывали бечевкой.

Пробка вылетает из бутылки шампанского со скоростью 40 км/ч на высоту до 12 метров. А максимальную скорость до 100 км/ч пробка шампанского продемонстрирует, если вылетит из бутылки, которую нагреть на солнце и взболтать.
Правильный способ открыть шампанское – сделать это без выстрела. При осторожном обращении бутылка должна открыться со звуком «шепота» или «выдоха». Для этого надо наклонить ее под углом 45 градусов, а пробку придерживать рукой. Плавный «выдох» получится, если прокручивать не пробку, а бутылку. Подтверждением качества игристого является легкий дымок при открытии.

Шампанское нужно подавать охлажденным до 9-12 градусов. Более теплое или более прохладное вино не раскроет всей полноты своего вкуса и аромата.

Exit mobile version