Домой Экономика Кто пчеле рад, тот будет богат!

Кто пчеле рад, тот будет богат!

0

Не знаю, как и для кого, но для меня пчеловоды всегда казались немножко волшебниками. А как ещё объяснить тот факт, что они совсем не боятся пчёл, работают на пасеке, понимают всё о жизни пчёл и точно знают, когда приходит время качать такое вкусное и полезное лакомство, известное ещё с древнейших времён!

Мёд – важная, но далеко не единственная польза от этих маленьких полосатых насекомых. Основная их миссия – опыление всей цветущей красоты мира. Есть опыление – будет урожай, а если вдруг похолодало и пчелы не вылетели из ульев – пиши пропало: не видать урожая.

Наверное, поэтому, понимая значимость пчёл и пчеловодства в народном хозяйстве, одним из первых в молодой Советской республике в 1919 году приняли Декрет о пчеловодстве, где указано на необходимость оказывать всяческое содействие пчеловодам.

А как сегодня живется пчеловодам? Как живётся пчёлам, этим маленьким труженицам, в нашем благодатном крае? Сколько приходится летать пчеле, чтобы собрать, скажем, 100 граммов мёда? И какой мёд самый вкусный? Правда ли, что пчёл с каждым годом становится всё меньше? Если да, то почему?

Мой собеседник – известный в Рыбнице пчеловод Пётр Игнатьевич Дорош – знает ответы на все вопросы. Ещё бы! Более тридцати лет занимается он пчеловодством, и в этом деле непревзойдённый знаток и профессионал.

Пчеловодством Дорош стал заниматься ещё во время службы в Рыбницком ОВД, а уж после выхода на заслуженный отдых отдался любимому делу без остатка. Тем более, что в лице жены Зинаиды нашел не только единомышленника, но и достойного грамотного помощника: она выпускница Кишиневского сельхозинститута.

– Пётр Игнатьевич, а с чего началось увлечение, которое со временем стало делом жизни?

– Да всё просто – отец был пчеловодом, вот и мне эта страсть передалась. В 1989 году я купил пять ульев, а отец подарил мне пять пчелосемей. Уже на следующий год у нас было 12 пчелосемей, а дальше – по нарастающей. И уже много лет количество ульев держится в пределах сотни.

Конечно, работы на пасеке много, но и удовлетворения от работы не меньше. За более чем тридцатилетнюю деятельность в пчеловодстве не перестаю удивляться этим маленьким труженикам и чёткой организации труда в пчелосемьях. Чтобы получить 100 граммов мёда, пчела пролетает путь, равный окружности экватора, и опыляет не менее 1 миллиона цветков. А это значит, что появится почти столько же плодов – будь то вишня, яблоко или абрикос. А если вблизи поля с подсолнечником находится пасека, то урожайность масленичной культуры вырастает на 40 процентов! Пчелы в жизни человека всегда играли и сегодня играют огромную роль. Как говорится, «есть пчела в саду – будет яблоко на ветке!».

– По мнению учёных из Великобритании, пчела признана самым значимым для всей земной экосистемы живым существом. И в то же время экологи всего мира бьют тревогу – пчел с каждым годом становится все меньше, а это представляет серьёзную опасность не только для сохранения флоры, но и для выживания всего человечества. Как вы можете прокомментировать эту информацию?

– Я вам могу привести несколько примеров. Когда я купил дачу в селе Гершуновка, один из моих соседей через пару лет сказал: «У меня до того, пока не появилась ваша пасека, не было таких хороших урожаев сливы, и не только сливы. Не было пчел – не было урожая, появилась рядом пасека – деревья стали плодоносить, как никогда!». Раньше нередко пчеловодов приглашали, чтобы они вывозили ульи на место цветения подсолнечника, гречихи, клевера или поближе к цветущему фруктовому саду, и ещё спасибо говорили. Сейчас ситуация изменилась – мало садов, мало овощей, больше сеют зерновые культуры. Но мы стараемся находить взаимопонимание с землепользователями, договариваться о времени проведения технологических процедур, чтобы на период опрыскивания пчелы были закрыты в ульях. Случается и недопонимание, когда в результате несогласованных действий и нарушений правил опрыскивания наблюдается массовая гибель пчёл. Эта беда коснулась и пчеловодов России – об этом много и открыто информировали в российских СМИ.

Сегодня на Земле осталось 10% пчел из того количества, что было в семидесятых годах прошлого века. Может случиться так, что сначала мы лишимся мёда, а затем и плодов многих овощей, фруктов, некоторых злаков и орехов – более 80% растений плодоносят именно благодаря опылению. Но если не соблюдать меры по защите окружающей среды, нарушать установленное время для опрыскивания (ночь или раннее утро), делать это при высокой температуре воздуха (она при опрыскивании должна быть не выше 25 градусов), то последствия могут быть печальными. Что делать? Надо применять опыт цивилизованных стран. В странах ЕС на законодательном уровне запретили применение наиболее агрессивных пестицидов класса никотиноидов, опасных для пчёл. Чем не пример? Очевидно, надо быть более требовательными к качеству применяемых химикатов. Конечно, не только химикаты опасны для пчёл. Нельзя не учитывать и электромагнитные волны – Интернет, смартфоны и другие причины, которые влияют на популяцию пчёл.

Но мы живём в мире, который должны передать нашим детям и внукам. Что мы сможем передать потомкам – здоровую среду или мир с нарушенной экологией? И это уже не праздный вопрос. Ситуация меняется на наших глазах. Это не может не тревожить. Пчелы – величайшее чудо природы, Божье творение, и их надо сберечь для будущих поколений.

– Вы, можно сказать, потомственный пчеловод, как и ваша жена, у которой дед тоже держал пасеку. Как вы оцениваете состояние пчеловодства в нашем регионе? И насколько мёд, получаемый на приднестровских полях, лугах и садах, качественен и полезен?

– У хорошего пчеловода ульи добротные, пчёлы здоровые, а мёд вкусный, полезный и безопасный. Например, нашу пасеку регулярно обследуют специалисты, а образцы мёда мы отвозим на экспертизу, где доказаны его соответствие нормам, высокое качество и отсутствие антибиотиков и других вредных веществ. Наша семья – постоянный участник ярмарок-выставок, где я, моя жена, а также сын и дочь представляем продукцию пчеловодства. Мы предлагаем покупателям и медовый квас – витаминный освежающий напиток, и ещё много чего умеем делать из продукции пчеловодства. А какой мёд лучше – липовый, акациевый или гречишный? Всякий мёд хорош по-своему. Хотя в нашем деле случается немало курьёзов. Например, недавно придумали дельцы продавать подснежниковый мёд – и нашлись покупатели! А о том, что во время цветения подснежников пчёлы ещё спят, не все подумали. Или мёд из шишек – такая же история. Хороший маркетолог способен запудрить мозги любому покупателю! Но для здоровья нужны натуральные продукты.

Мёд применяется и в пищевой промышленности, и в медицине, и в косметологии… А знаете ли Вы, что в Китае и Японии ежедневно детям выдают по 20 граммов мёда, и чаще всего – российского? У моей жены более 8000 подписчиков из разных концов света, среди которых есть пчеловоды, которые заключили договоры с иностранными фирмами о поставке расфасованного мёда. Для полноценного развития растущему организму он очень полезен. Хорошо бы и у нас ввели такие традиции! Мы бы с удовольствием поставляли мёд в учреждения народного образования. Если у ребёнка аллергия на мёд или диабет – заменить его другим продуктом, а остальные пусть наслаждаются!

У нынешних школьников нагрузка большая, они быстро устают, становятся нервными, вспыльчивыми. Накормите их во время перемены порцией мёда – и работоспособность увеличится. А если напоить школьника на ночь ромашковым чаем с мёдом, будет спать крепким здоровым сном. Это так просто: чайная ложка цветков ромашки на стакан кипятка, настаиваем минут 15, процеживаем, добавляем чайную ложку мёда, размешали, выпили – и в постель! Да и взрослым на ночь полезно выпить чай или воду с мёдом – нервы успокаивает, и сны хорошие снятся. Мёд – настоящий эликсир здоровья, и никакие искусственно сделанные витамины не сравнятся с этим чудо-продуктом.

На сегодняшний день главной задачей не только пчеловодов, но и всего человеческого сообщества является сохранение на нашей планете пчёл – маленьких тружениц, которые нужны всему цветущему миру и всем любителям медопродуктов. Потому что поломать экосистему легко, а восстановить порой невозможно…

Дина Листюгина, г. Рыбница.

Exit mobile version