В сентябре наша газета опубликовала серию материалов, посвященных особенностям развития в республике малого и среднего бизнеса. Прошедшее время в очередной раз подтвердило: жизнь – штука не статичная, в ней «все течет, все изменяется». Сфера взаимоотношений государства и бизнеса не исключение из этого всеобъемлющего правила: появляются новые текущие тенденции, которые в определенной степени позволяют углядеть среднесрочные и долгосрочные тренды дальнейшего развития этого тандема. Об его составляющих и их взаимоотношениях – в нашем очередном материале.
Налаживание партнерских отношений между бизнесом и государством – кто только ни провозглашал эту задачу в качестве приоритетной. Другое дело, как эти благие намерения и декларации реализуются на практике. Погрешу против истины, если скажу, что ничего в этом направлении не предпринимается. К большинству постепенно приходит осознание, что, лишь объединив усилия предпринимательского класса и государства в лице государственных и муниципальных органов власти, возможно нащупать нить Ариадны, которая выведет общество из лабиринта кризиса.
От частого употребления фраза «мы находимся в одной лодке» стала уже банальной. Однако именно она, как никакая другая, абсолютно точно передает нынешнее состояние, в котором все мы находимся. Однозначно одно – будем грести в одном направлении, выплывем из кризисной бури, направим весла в разные стороны – наверняка утонем, если нам не кинут спасательный круг с большого российского лайнера. При всей разности позиций: государство хочет от бизнеса в первую очередь увеличения налогов для выполнения социальных обязательств перед гражданами, а предприниматели – минимизации расходов и увеличения прибыли, как ни странно, у них много общего. И государство, и бизнес прежде всего заинтересованы в росте доходов и увеличении благосостояния граждан. Для первого это приведет к социальной стабильности и гуманитарному развитию, вторые же за счет роста покупательной способности населения получат увеличение все той же вожделенной прибыли, которая вполне может быть инвестирована в развитие бизнеса. Мультипликативный эффект от этого очевиден. Нет оснований говорить о развитии предпринимательской среды в бедном или уж тем более нищем государстве.
Может, моя мысль и спорная, но осмелюсь высказать ее на публичной общественной площадке, каковой, безусловно, является республиканская газета «Приднестровье». Предпринимаемые государством для облегчения деятельности предпринимателей шаги носят спорадический, отрывочный характер – нет системного анализа состояния бизнеса, комплексного подхода к решению сопутствующих его деятельности проблем. К тому же, подход к этому процессу чаще универсальный, без учета отличий, присущих различным сегментам и направлениям предпринимательской деятельности. В идеале, конечно, хотелось, чтобы государство задало предпринимателям такие условия и «правила игры», так организовало работу бизнеса, чтобы он не занимался поиском «легальных схем оптимизации уплаты налогов», а чаще вспоминал о собственной социальной ответственности, которая материализуется в создании рабочих мест и имидже добросовестного налогоплательщика.
В тандеме «скованных одной цепью, связанных одной целью» государства и бизнеса от гражданского общества «на орехи» обычно больше достается первому. Однако попенять есть чем и второму участнику партнерских отношений – предпринимателям. Налицо их разобщенность. Конечно, не всегда цели конкретных бизнесменов, отраслей экономики, предприятий совпадают, потому что у каждого своя специфика. Например, полярно противоположны позиции по отношению к курсу национальной валюты экспортеров и импортеров. Но это объективный фактор. А чем можно объяснить существование в Приднестровье двух общественных организаций, объединяющих строительные организации и предприятия строительных материалов? Нонсенс, скажете вы. Отнюдь – установленный факт, даже поздравления от них с профессиональным праздником в республиканской прессе печатаются рядом. Или, скажем, является ли нормальным автономное функционирование ассоциации транспортников и дорожников Приднестровья, а не в составе того же СПАППа – общие же задачи решаются.
В экономическую повестку дня все смелее вторгается тема формирования отраслевых ассоциаций. Новая для наших реалий практика уже давно применяется в экономически развитых странах. И если уж речь идет о необходимости административно-организационной кооперации предприятий одной отрасли для того, чтобы аккумулировать проблемы хозяйствующих субъектов по направлениям и направлять их и возможные варианты решений в профильные министерства и ведомства, то уж объединение предпринимателей на общественном уровне крайне важно. Иными словами, консолидация усилий предпринимателей позволит не только выявлять системные проблемы, характерные для отдельных отраслей и экономики в целом, но и находить их комплексное решение. Решать задачу вместе, общими усилиями всегда легче, чем в одиночку. Так что консолидация потенциала и усилий общественных организаций, представляющих интересы предпринимательского класса, причем как по отраслевому, так и по территориальному признаку, под единым началом наверняка приведет к позитивным результатам.
В республике давно, но пока без ощутимых результатов, говорится о необходимости принятия государственных программ продовольственной безопасности, развития АПК, импортозамещения. Основным сдерживающим фактором является даже не их разработка, а финансирование планируемых мероприятий. В настоящее время этим «заболеванием» – отсутствием финансового обеспечения – «страдает» большинство государственных программ. Тем не менее, на начальном этапе органами исполнительной власти проведена работа по составлению перечня наиболее рентабельных направлений деятельности по импортозамещению. Всего их 24, и содержат они 150 групп как продовольственных, так и промышленных товаров. Представители малого бизнеса намерены дополнить его. Подвижки в этом направлении также могут рассматриваться в качестве одного из путей создания комфортных условий для ведения бизнеса хозяйствующими субъектами на внутреннем рынке.
Притчей во языцех уже давно является сложность расчетов экологических платежей, а также связанной с ними отчетности. Шутят, что формулы, по которым производится их расчет, не по зубам даже Лобачевскому. Упростить эту процедуру – такую общую задачу поставили перед собой власти и предприниматели. В связи с этим подготовлены более либеральные законопроекты, касающиеся сборов за загрязнение атмосферы «передвижными источниками». Этот правовой акт является долгожданным практически для каждого юридического лица и индивидуального предпринимателя, использующих в работе автотранспортные средства. Одним из концептуальных предложений является возложение этих обязанностей на организации, импортирующие горюче-смазочные материалы. Понятно, что импортеры эти расходы вложат в их стоимость (по некоторым данным, приблизительно 5 копеек), зато не потеряют ни бюджет, ни социальные фонды. Но главное, что для малого/среднего бизнеса будет кардинально упрощена система экологических платежей, что позволит им сэкономить на временных и человеческих ресурсах.
А сколько еще таких ребусов совместными усилиями предстоит разрешить власти и бизнесу. Очередной пример – необходимость изменения действующей правовой нормы, в соответствии с которой предприниматель, решившийся зарегистрировать ООО, может получить прибыль, только дополнительно заплатив еще один вид налога. Налицо очередная «гримаса» нашей противоречивой нормативно-правовой базы. Парадокс заключается в том, что «физик», организовывая бизнес, регистрирует общество с ограниченной ответственностью после уплаты в общей сложности свыше 30% различных налогов как юридическое лицо. В то же время, чтобы получить прибыль в качестве физического лица, учредитель ООО должен заплатить дополнительный налог (от 5 до 15%). Так теряется весь смысл создания собственного бизнеса.
Восемь месяцев самой острой социально-экономической темой является валютная. И если крупным компаниям (предприятиям) еще как-то удается изыскивать валюту для собственного производственного процесса путем реализации произведенной продукции за пределами республики (в обязательном порядке они продают ПРБ лишь 25% валютной выручки), то экономическая деятельность субъектов рангом пониже буквально обескровливается, если учитывать, что «деньги – кровь экономики».
Конечно, где-нибудь в глубинке России проблема нехватки валюты кажется никчемной, но только не в нашем Отечестве, рубль которого не является конвертируемой валютой. Буквально все эксперты указывают на предельно открытый и экспортоориентированный характер нашей экономики, ее чрезмерную «долларизацию». Но это, к сожалению, объективная реальность, от которой не убежать и не спрятаться. Рабочий день каждого предпринимателя в последние месяцы наверняка начинается с поиска ответа на вопрос, «Где взять валюту для дальнейшей деятельности?». Пока попытки ответить на него заводят людей дела в тупик.
Представители малого и среднего бизнеса указывают, что в вопросе приобретения валюты они оказываются в более ущербном положении, чем крупные фирмы, отмечают чрезвычайную политизированность валютной проблемы, что мешает ее разрешению исключительно экономическими методами. В итоге получается, что кому-то удается приобрести иностранные дензнаки по официальному, более низкому курсу, а другие вынуждены идти на поклон к «королям» «черного рынка», переплачивая приднестровскими за иностранные. Ну не сворачивать же бизнес в самом деле, не закрываться же.
Достаточно дискуссионными являются предложения, с которыми то и дело выступают предприниматели, в частности, представители профсоюза предпринимателей Приднестровья. Их суть заключается в снижении нормы беспошлинного ввоза из соседних государств товаров для личного пользования. Определенное рациональное зерно в этом есть. Во-первых, в Молдове и на Украине в этом отношении требования более жесткие, чем в Приднестровье. Во-вторых, усиление ограничительных мер вынудит потребителей приобретать эти товары у местных предпринимателей розничной и мелкооптовой торговли. Это в свою очередь приведет к определенной активизации внутреннего рынка с дальнейшими позитивными последствиями в виде получения предпринимателями больших доходов, а государством – налогов. Однако определяющим здесь является фактор вынужденности. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не являются ли такого рода ограничения нарушением прав и свобод человека, не отнимают ли у каждого из нас неотъемлемое право на выбор? Конечно, полностью запретить ввоз товаров для личного пользования не позволяет действующее законодательство. Но у государства существуют механизмы, способные до определенного уровня ограничить объемы завозимых физическими лицами товаров для личного пользования. И оно этими инструментами воспользоваться обязано. Но как-то так аккуратненько. Потому что, как отмечают сотрудники таможенных органов, «еще есть в наших рядах» недобросовестные граждане, стремящиеся под видом товаров для личного пользования завезти их в республику для последующей реализации, при этом с вполне законным применением таможенных льгот.
Для «расшивки» вот таких «узких» экономических мест и работает координационный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства, созданный под эгидой Правительства. В структуре этого консультативного органа работают несколько отраслевых групп, тесно взаимодействующих с профильными министерствами и ведомствами: минэкономразвития, минюстом, минсельхозприроды, минрегионразвития, Центробанком, ГТК. Они и являются теми самыми «генераторами идей», которые затем уже обсуждаются в рамках заседаний и совещаний координационного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства на предмет реалистичности их реализации. Революционных прорывов в улучшении бизнес-климата, росте деловой активности, повышении инвестиционной привлекательности республики, правда, пока не наблюдается. Но, как говорится, «вода камень точит», а это значит, что поступательное движение от малого к большому, от частного к общему обязательно приведет к позитивным результатам. В этом направлении, как и в переговорном процессе, тоже, наверное, применима тактика «малых шагов». Как говорится, поспешай не торопясь.
САВВА МОРОЗОВ.