Осенью этого года наша газета разместила серию публикаций, посвященных взаимоотношениям государства и малого бизнеса. В них были отражены извечные объективные противоречия, заложенные в природу двух этих общественных институтов, обозначены наиболее важные нуждающиеся в разрешении проблемы этого сегмента экономики, возможности содействия в этом процессе государства.
Не берусь судить, чем вызвано, но в последние 3-4 месяца наблюдается явный тренд к превращению государства и предпринимателей из антагонистов с различными интересами в партнеров, преследующих один интерес – социальное благополучие общества в целом и каждого гражданина в отдельности. То, что дело обстоит именно так, очевидно из содержания этой статьи.
Позитивные тенденции процесса поиска взаимопонимания между властью и малым бизнесом внушают всему обществу осторожный оптимизм по поводу того, что и в Приднестровье эта сфера деятельности займет полагающееся ей место и станет локомотивом, могущим вытащить экономику республики из затянувшегося кризиса. Нельзя не учитывать при этом, что представители малого бизнеса, индивидуальные предприниматели обеспечивают собственную занятость и свои семьи. Это те самые пресловутые рабочие места, на сохранение и создание которых в последнее время все обратили самое пристальное внимание. Но это лишь одна сторона медали, на оборотной – налоговые отчисления, которые в перспективе пополнят нашу перманентно скудную казну. Важно при этом, чтобы обе стороны – и государство, и бизнес – осознали общность решаемых задач, перестали быть антагонистами и стали партнерами. И это не должно стать просто словами-декларациями, за ними должно следовать дело. А как раз ведение собственного дела – это и есть предпринимательство.
В предыдущих публикациях мы уже говорили о предпринятых государством и бизнесом шагах, способных облегчить деятельность последнего. В их числе отмена «налога на убытки»; снижение платы за предпринимательский патент, выдаваемый на определенные виды хозяйственной деятельности; продление с года до трех срока его действия; возможность работы на основании местного патента в рамках одной административно-территориальной единицы, без привязки к месту жительства (прописки); упрощение административных процедур в сфере аттестации и обучения работников и руководителей предприятий, рабочих мест; расширение перечня предприятий, обладающих статусом резидентов производственных свободных экономических зон (call-центры); введение нового типа свободных экономических зон (туристско-рекреационные) и др.
Инициативы роста
Еще больше действий – в ближайших планах. Уже который год ведутся разговоры о необходимости предоставления патентщикам права найма работников. Этой осенью разговоры вылились в законодательную инициативу, с которой выступил бывший депутат Верховного Совета, ныне глава государства Вадим Красносельский. Эксперты в сфере экономики квалифицируют инициативу по изменению действующих норм Закона «Об индивидуальном предпринимательском патенте» как стимулирующую деловую активность. Раньше законодательство не позволяло осуществлять наем работников. Однако в любом случае индивидуальному предпринимателю необходимы были помощники в виде тех же реализаторов, грузчиков. Нанять их на законных основаниях было нельзя, значит, делали это на нелегальных условиях, что расширяло сегмент и без того немалой теневой экономики, в которой не платятся налоги, не учитывается трудовой стаж. Законодательная инициатива же позволяет индивидуальному предпринимателю для осуществления своей деятельности дополнительно нанимать до пяти работников. При этом оплата за них будет производиться в размере 80% от стоимости патента. Об этом патентщики взывали к властям давно.
Если задуманное материализуется в подписанный закон, а это факт несомненный, то работающие в нынешних непростых условиях снижения потребительского спроса предприниматели смогут сконцентрировать усилия и ресурсы для решения собственных и общественных проблем – обеспечение самозанятости, содержание семей, уплата налогов, увеличение розничного товарооборота.
Как раз снижение покупательского спроса стало предпосылкой для инициирования Вадимом Красносельским еще одного законопроекта, направленного на снижение налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей. Непомерное для нынешнего экономического и социального положения налоговое бремя вынуждало некоторых обладателей патентов «уходить в тень», не выкупая его. Те же, кто выкупал, испытывали серьезные сложности с реализацией товаров и оказанием услуг вследствие резкого падения покупательной способности населения, его оттока за пределы республики. Предложено на 2017–2019 годы на 50% уменьшить предельный уровень стоимости индивидуального предпринимательского патента для тех, кто производит товары, работы, оказывает услуги, и на 30% – для тех, кто осуществляет розничную торговлю. Ранее Верховный Совет принял закон, который «заморозил» расчетный уровень минимальной заработной платы (РУ МЗП), от размера которого рассчитывается стоимость индивидуального предпринимательского патента.
Еще один бич деятельности малого бизнеса – излишняя опека (контроль), которые материализуются в проверках контролирующих органов. Речь идет и об отсутствии комплексного подхода к проверкам, когда на смену одним проверяющим приходят другие, и об их периодичности, и увеличении числа проверяющих органов. Конечно, проверять нужно, в особенности там, где речь идет о безопасности и жизни людей. Но нельзя же, в самом деле, в каждом предпринимателе видеть исключительно «упыря» и вора. Пока мы не изменим ментальность, не изменим негативного отношения к тем, кто, не прося помощи у государства, сам содержит себя и свои семьи, тем самым тоже создавая те самые пресловутые рабочие места, о которых все только и говорят, социального спокойствия в обществе не будет. Не должно быть так, чтобы поступками «руководила» элементарная человеческая зависть к чужому богатству и чужому успеху. На каруце зависти мы далеко не уедем.
Да и проверки проверкам рознь. Предприниматели никак не могли взять в толк, почему в торговых рядах, местах реализации товара проверку осуществляют таможенные службы? Ведь уплата всего необходимого за импортируемый товар должна осуществляться на границе. А уж если он попал на территорию республики в так называемое свободное обращение, то чего его проверять?! Согласно законодательной инициативе Вадима Красносельского в бытность его парламентарием, таможенные органы должны заниматься проверками непосредственно на государственной границе. Это предложение вполне вписывается в путинский призыв – «хватит кошмарить бизнес».
Бизнес неоднороден, есть крупный, малый. Однако нередко и подход, и требования бывают одинаковы что к тысячному коллективу, что к предприятию, состоящему из 10 человек. А так быть не должно. Еще одна инициатива бывшего спикера призвана четко структурировать (сегментировать) различные категории бизнеса и ввести такой сегмент, как «средний бизнес». К нему предлагается отнести предприятия с численностью работников от 101 до 250 человек. Для микропредприятий, малых, средних, крупных должны быть свои, особые правила ведения бизнеса, бухгалтерской и статистической отчетности, системы налогообложения.
Одной из самых застарелых для предпринимателей проблем является срок выдачи лицензии, при условии если она требуется для ведения тех или иных видов деятельности, называемых лицензируемыми. Общепринято, что лицензия по заявлению предпринимателя выдается на срок не менее пяти лет. Но это в теории, на практике же бывает иначе, обычно государственные органы, пользуясь определенным правовым пробелом, выдают лицензию лишь на пять лет. Это вынуждает экономических агентов постоянно продлевать действие лицензии, на что тратятся время и деньги. В России же не лимитируется срок выданной лицензии, она бессрочна. Приднестровье взяло курс на гармонизацию собственного законодательства с российским. Исходя из этого, закономерно прочитывается суть еще одной законодательной инициативы.
Есть надежда, что реализация на практике вышеозвученных предложений позволит придать развитию предпринимательства дополнительный импульс, убрать бюрократические препоны, мешающие этому, сделать условия их работы более комфортными, сконцентрироваться непосредственно на занятии делом.
Этому, по всей видимости, будет способствовать и упрощение процедуры и формы так называемого товарного отчета для небольших предприятий, которые принято называть «микро». Стенаний предпринимателей по этому поводу было масса. И вот лед тронулся – отменено 11 форм статистической отчётности. Причем это положение будет распространено уже при предоставлении отчета об итогах финансово-хозяйственной деятельности в текущем году. Либерализация по срокам и периодичности предоставления в соответствующие структуры коснулась шести форм статотчетности, а еще 25 отныне будут направляться только в один государственный орган. Так что, как говорится, над бумажками корпеть бизнесменам придется меньше.
Поддержка бизнеса на селе
Наибольшую актуальность развитие предпринимательской сферы приобретает в сельской местности. Именно там наблюдается более высокий уровень трудовой миграции. Причем на селе своя специфика – отсюда уезжают на работу не только за пределы Приднестровья, но и в его города. Сбить миграционную волну – этого требует население от власти, на каком бы уровне она ни работала, за что бы ни отвечала. На примере последней избирательной кампании стало очевидным, что создание новых рабочих мест является едва ли не главным наказом избирателей независимо от возраста, пола, места проживания. Однозначно, что ведение бизнеса в сельских населенных пунктах имеет большее социальное значение, чем предпринимательство в городах. Будут на селе рабочие места – село будет жить! Бизнес на селе – это вложение средств, ресурсов, сил, потенциала знаний и умений, прежде всего в аграрное производство. Нормативно-правовая база в последнее время изменяется и в этом отношении. Так, в соответствии с нововведениями в Закон «Об индивидуальном предпринимательском патенте», период действия патента для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства исчисляется с 1 января либо со дня регистрации хозяйства, в случае если это произошло в текущем году. В этом случае оплата за патент осуществляется за период со дня государственной регистрации КФХ до окончания текущего года.
Примечательным моментом являются также исключительные случаи, когда на момент государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок еще не предоставлен ему в пользование и (или) аренду. Тогда индивидуальный предпринимательский патент выдается со дня принятия решения о предоставлении земельного участка. С этого же срока взимается и плата за патент.
Срок начала действия патента, выдаваемого для работы в выходные и праздничные дни, исчисляется с даты, указанной в заявлении, но не ранее даты выдачи патента. При этом как глава, так и каждый член КФХ плату за патент вносят в равных долях. Уже действующий закон в определенных случаях предполагает возможность перерасчета оплаты патента на ведение крестьянского (фермерского) хозяйства. Это изменение числа членов КФХ путем их вступления/выбытия в (из) него, а также площади земельного участка; намерение провести раскорчевку многолетних насаждений, а также ее окончание.
Для облегчения ведения бизнеса на селе властями принят ряд мер, в числе которых выделяется решение об оказании государственной поддержки сельским предпринимателям. Для них с 1 декабря 2016 года на 23% снижены тарифы на услуги газоснабжения и на 20% энергоснабжения в сравнении с другими потребителями. Объем предоставленной госпомощи составил почти 400 тыс. рублей. Это как раз та реальная мера, которая является составляющей комплексной работы по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства на селе.
Напомним также, что ранее было принято еще одно социально ориентированное решение – для сельчан были снижены тарифы на газ и электроэнергию на 20%. Такие шаги предпринимаются в надежде на то, что они будут способствовать улучшению ситуации с обеспечением занятости жителей сельских населенных пунктов.
О других шагах и мерах, направленных на поддержку бизнеса, – в последующих публикациях.
САВВА МОРОЗОВ