Маленькая уютная мастерская. Вокруг столько мелочей, аккуратных вещиц, что начинаешь по-новому воспринимать фразу «глаза разбегаются» – взгляд скользит от одного предмета к другому, стараясь охватить все многообразие форм, цветов и красок.
Вот небольшая шкатулка из дерева с элегантной отделкой цветами и бусинами, чуть поодаль – кулинарная книга в мягкой тканевой обложке, на следующей полке – множество кукол на разный вкус. Отдельное помещение посвящено национальным ремеслам. Да, без опытного гида в таком многообразии не разберешься!
А он есть. Точнее, она. Удивительная женщина, благодаря умению и старанию которой мы можем любоваться всей этой Лавкой Чудес. Как не расспросить мастера обо всех этих вещицах?
Пока заваривается чай, я слежу, завороженная, за движениями иглы, и просто диву даюсь, как из хаоса лоскутков и лент стежок за стежком постепенно рождается кукла. Сначала сшивается тельце, потом пучок пряжи под умелыми пальцами мастерицы превращается в непослушную копну черных волос, тут же умело заплетенных в косу и укрытых крошечной кружевной косынкой. Дальше благодаря кисти и краскам на чистом тканевом лице появляются глаза, и – о чудо! – кукла оживает! Пусть другие черты пока еще только угадываются за карандашными контурами, но ты уже понимаешь, что игрушка обретает свою душу и свой характер. Об остывающем чае я даже не вспоминаю – очень интересно следить за тем, как гора материалов на столе редеет, а кукла все хорошеет. Тем временем, не прекращая работы, Василина рассказывает, что внимательно глядящая на меня со стола черноволосая красавица – завершающее звено в коллекции национальных кукол, разрабатываемой мастером.
Несколько стежков – и вот уже на ней рубаха с молдавским орнаментом, еще пара умелых движений – и плахта (так, поясняет мастер, в молдавской культуре называется отрез домотканого полотна, заменяющий в национальном костюме верхнюю юбку) дополняет образ. Стол опустел: почти все заготовленные материалы пошли в ход. Зато теперь, спустя всего несколько часов, на нем стоит настоящая красавица-молдаванка – чернобровая, с косой цвета воронова крыла и гроздью декоративного винограда в ладонях.
Василина придирчиво разглядывает готовую работу, вертит ее, подправляет какие-то ей одной заметные погрешности и, наконец, ведет меня в соседнюю комнату, выделенную под национальные ремесла. Чего тут только нет! И глиняная посуда, и расшитые рушники, и расписанные вручную матрешки, и даже декоративная повозка, сплетенная из лозы. А на самом видном месте уже стоят русская барыня, украинка с венком из декоративных цветов на голове, а теперь, как бы довершая композицию, свое место среди них занимает и молдаванка в национальном костюме.
Оглядываюсь по сторонам. Конечно, правильнее называть это место магазином, ведь так оно и есть. Но, по сути, «Магазин Авторского Креатива», в котором я побывала в гостях сегодня, – это творческая мастерская, объединяющая под своим началом мастеров и художников со всей республики. Среди многообразия представленных здесь работ есть и те, что выполнены в новых, инновационных техниках, и те, которые делаются по веками сложившейся ремесленной традиции. Магазин объединяет под одной крышей не только многообразие технологий ремесел, но и множество культурных традиций, мирно сосуществующих на просторах нашей республики.
Смотришь на все это многообразие – и просто поражаешься тому, насколько талантливые и разносторонние люди населяют наш край! А ведь этот магазин, как рассказывает его хозяйка Василина Хромакова, – далеко не единственное творческое объединение в Приднестровье. «В наше время, –рассказывает Василина Анатольевна, – когда заводы сотнями, тысячами штампуют «безликие», однотипные вещи, особенную роль приобретают предметы, сделанные своими руками. От них веет теплом и заботой, которые вкладывает мастер в каждую свою работу. Наверное, поэтому сейчас возрождается интерес к традиционным ремеслам, к тому, чем занимались еще наши предки. К сожалению, в наши дни многие из этих умений утрачены, их приходится возрождать заново, по крупицам собирая из книг и воспоминаний старых мастеров».
Стою, затаив дыхание, и нахожу подтверждение каждому ее слову в работах, которые нас окружают. Какой удивительный простор для самовыражения! Начинаю понимать, почему сейчас набирает популярность такое явление, как «арт-терапия» – выражение своих эмоций через творчество. Не это ли нужно человеку, когда вокруг так много стрессов? И что может быть лучше, если, избавляясь от напряжения, ты будешь создавать своими руками нечто особенное, приобщаясь при этом к культурной традиции своего народа?
Мария КУЛИЧЕНКО.