Домой Культура Мечты Победы

Мечты Победы

0

Для Приднестровского государственного художественного музея 2016 год – юбилейный: 45 лет со дня создания музея (1 августа 1971 года).

 

 

За эти годы, находясь в постоянном поиске новых интересных идей и проектов, накоплен богатейший опыт музейной работы.

Сегодня музей представляет новый проект «История одной картины», в рамках которого на неделю вне экспозиции выставляется одно из уникальных произведений из музейной коллекции, являющейся культурным наследием республики.

В мае в рамках проекта представят произведение народного художника МССР Игоря Виеру «Май 1945 года. Мечты Победы».

Период 70-х годов ХХ века в творчестве Игоря Виеру характеризуется обращением художника к миру символов. Картину «Май 1945 года. Мечты Победы» он написал в 1975 году к 30-летию Великой Победы. Произведение повествует о торжестве жизни, света, разума над смертью, тьмой, безумием. Художник нашел оригинальный подход к этой не новой в искусстве теме.

Виеру применил своеобразные формы заполнения пространства. Работая по принципу коллажа, он объединил тему войны и тему мира, что придало произведению эмоциональную насыщенность.

В картине нет событий или действий – это картина-раздумье.

Полотно делит пространство на два мира с противоположными понятиями: добро и зло, горе и радость. Оно погружает зрителя в мир войны с изображенными на первом плане во всю вертикаль руинами искореженного боями здания, для того чтобы он на мгновение очутился в этом хаосе и почувствовал боль и страдания, которые несет война, а затем увлекает через проемы в руинах в другой мир: мир чистого, ясного неба; спокойного сна ребенка; в мир спасающей и вдохновляющей красоты; в мир возрожденной природы, духовно связанной с человеком, в мир истинных человеческих ценностей. Зритель по велению художника находится между этими двумя мирами, и для каждого выбор очевиден.

Произведение «Май 1945 года. Мечты Победы» стал новым этапом в творчестве художника, где он стилизует цвет и форму, использует символику образов. Его произведение интернационально, так как символы понятны каждому человеку в каждом уголке планеты: разрушенная стена – символ войны, смерти; парящие белые голуби – символ мира, Джоконда – символ спасенной культуры и возвращение к гуманизму и духовности, дерево-саженец – символ возрождения жизни. Кроме того, дерево – один из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Он встречается у каждого народа. Дерево символизирует путь человека к духовным высотам; циклы жизни, смерти и возрождения. Саженец, пробившийся на Луне, – это может быть и символ ростка новой космической эры в истории человечества.

Художник Виеру – певец молдавской земли и ее народа, но в этом произведении он поднялся до обобщения, став певцом всего человечества. И если живописно-пластические средства воплощения образов изменились, то творческий метод Виеру оставался оптимистическим и жизнеутверждающим.

Раздумывая о жизни, о нравственных ценностях, он как гуманист и мыслитель ведет зрителя в мир добра и человечности. Созидание – основной мотив, пронизывающий творчество Виеру.

В фонды ГУ «ПГХМ» картина поступила в 1979 году, и наряду с двенадцатью его произведениями из коллекции музея она является классикой молдавского изобразительного искусства.

Приглашаем посетить художественный музей и ознакомиться с оригинальной трактовкой темы войны и мира в произведениях проекта «История одной картины».

Дни работы музея: ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.30. Телефоны для справок: 0(552) 4-20-03, 0(552) 4-90-54.

Л. Кирман,

хранитель фондов.

Exit mobile version