Женщины бендерского союза «Память» часто собираются вместе, вспоминают былое, делятся своими печалями и радостями. У них одна беда на всех – потеря близких. И что бы они ни обсуждали за столом в офисе союза, со стены на них всегда безмолвно глядят их родные – сыновья, мужья, братья, погибшие в 1992 году. Нет-нет, и вдовы и матери бросают печальный взгляд в сторону чёрно-белых снимков.
Мама Леонида Земляного Вера Александровна сгоревшего в БМП вместе с другими членами экипажа, рассказывала о том, как все 40 дней войны искала сына. И после не верила, что он погиб, ей даже казалось, что по ночам кто-то вставляет ключ в дверь. «Очень трудно смириться с такой утратой. Мне казалось, что сын придёт и скажет: «Как это ты могла поверить, что меня нет в живых, не видя мёртвого». Ему был всего 21 год, привёл в дом девушку, хотел жениться… Сейчас ему было бы 47 лет, были бы внуки, невестка… Да и мы становимся немощными и помочь нам некому», – говорит Вера Александровна.
И таких, как она, много. Мария Кушнеренко вспоминает о сыне, погибшем на второй день войны в Бендерах. Сын Валентины Карасёвой сказал, что едет на море: «Мама, дай мне 30 рублей, я еду на море». 17-летний сын Ларисы Мартынец также ушёл защищать город, говорил, я высокий, я смогу. Тогда многие мужчины сказали жёнам и матерям: «Кто, если не я?!».
Тяжело им даются воспоминания, как искали своих мужчин-защитников. Все они уже пенсионного возраста. Объединившись в союз, им легче решать жилищные, медицинские и другие актуальные вопросы.
Людмилу Мальчукову, председателя союза «Память», беспокоит вопрос оказания материальной помощи семьям умерших защитников, детям-сиротам, чьи родители погибли при защите города и республики. Этот вопрос, она считает, надо решать на государственном уровне.
Часто бендерчанки на встречах обсуждают письма-ответы, полученные от разных структур, куда они обращаются. Они вместе отмечают праздники и дни рождения, ходят друг к другу в гости. Бывают и грустные поводы. Недавно помогали в похоронах отца погибшего защитника Андрея Колесниченко (сын – Александр). «Мы и подруги, и коллеги, уже почти родственники. Всё друг о дружке знаем», – подмечают женщины.
Они с удовольствием занимаются с внуками – гуляют с ними, учат читать, уделяя им как можно больше времени. Прекрасные хозяйки. Валентина Карасёва готовит чудесные пирожки, которые мало кому получается повторить. «Вы не пробовали её маринованных огурчиков с добавлением кетчупа, они превосходны», – говорит другая женщина. У Карасёвой с собой есть рецепты, написанные «под копирку»: «Все спрашивают, как готовишь такие огурцы, вот и раздаю рецепты».
Вера Александровна на праздники всегда готовит свою фирменную пиццу – большую, на целый противень, вкусную. «Сначала не знают, как откусить такую пиццу, но потом от такой вкуснятины ни крошки не остаётся. На 8 Марта всегда её пеку для наших девчат, приношу к общему столу, угощаю», – рассказала хозяйка. А Мария Степановна – специалист по блинам.
Им сложно было самим вырастить детей (у многих после гибели мужа остались по двое-трое на руках), но на унынье времени не было. Они много работали, и справились, сумели поставить детей на ноги. По молодости строили планы, и не думали, что развалится Советский Союз, что не увидят денег, откладываемых «на книжку», что будет война и потери близких.
«Кто знал, что так будет? Вот мы и приходим сюда, о своих бедах друг другу рассказываем. Поделимся, поплачем, посочувствуем друг другу и становится немного легче на душе. А в праздники мы ещё и поём», – отмечают наши дорогие бендерские бабушки.
Светлана Осадчая.
Фото Виктора Громова.