20.5 C
Тирасполь
Четверг, 17 апреля, 2025

Популярное за неделю

Святое победное слово запеклось на губах…

Эти слова из стихотворения Марины Сычёвой как нельзя лучше...

Афиша. Весна освобождения

Нынешняя суббота приходится на знаменательную дату в истории Приднестровья:...

Топ профессий: востребованность гарантирована

Меньше двух месяцев осталось до окончания школы, и пришло...

Поздравление с Днём космонавтики

Уважаемые приднестровцы! От всей души поздравляю вас с Днём...

НА КОНКУРС «МОЕ ТВОРЧЕСТВО – ЮБИЛЕЮ ГАЗЕТЫ»

Шелковое детство

На протяжении всей жизни я почти не покидал родной город, только на некоторое время. Армия и студенческие годы дали понять, как сильно люблю свой край.

Родился и вырос я в микрорайоне Шёлковом. Лучшего места в мире для меня нет. Это сейчас он Шёлковый, а до 50-х годов это было предместье Бендер под названием Плавни, ничем не отличающееся от села. Уже в начале 50-х годов посёлок превратился в гигантскую стройку, где одновременно строилось множество предприятий, жилых домов и других сооружений различного назначения. Там, где сейчас стоит 9-этажный дом, и южнее, где техникум, были старые глинобитные домишки-мазанки, покрытые в основном камышом. Рядом разместились хлебный и овощной магазины, а чуть в стороне маленький базарчик в виде стола, покрытого листовым железом. Его местные так и называли – «столик».

Овощной магазин тогда называли «сеткой», потому что лицевая часть этого павильона была закрыта рабицей. Недалеко росла старая груша. Моя бабушка Шура говорила, что «эта груша помнит ещё её бабку». В «сетке», кроме овощей, всегда продавалось вино на розлив по 50-60 коп. за литр. Оттого в этом месте всегда было многолюдно. Довольно часто сюда завозили настоящие херсонские арбузы по 3 коп. за кг. Мы, местные мальчишки, становились цепочкой и охотно помогали их разгружать. За работу каждому давали по арбузу.

Как-то принёс я домой заработанный арбуз. Мама улыбается, гладит по чубчику и говорит: «Какой ты у меня умница! Спасибо тебе! Я как раз сегодня хотела купить арбуз, но у меня не хватило денег». От услышанной похвалы счастье и радость переполнили моё детское сердце. «Мама, мама! Не надо тратить деньги. Я завтра снова пойду разгружать машину и принесу арбуз. Вот такой здоровенный!» – говорил я ей, показывая руками невероятную величину арбуза.

Домик моего деда и бабушки стоял там, где сейчас находится ДК «Шелковик». Жили в нем несколько семей. Дом готовился под снос, и все, теснясь, ждали получения квартиры. Моему дяде Васе Федосову, проживающему там, было тогда лет 15-16, а мне – 6. Он заставлял меня и других его племянников называть его «дядей», что придавало ему значимости перед сверстниками.

Хорошее было время – доброе. Как-то все были одинаковые, ничем не отличались друг от друга. Ни одеждой, ни обувью. Даже стриглись все мальчишки под «чубчик» в салоне у вечного парикмахера дяди Саши, участника Великой Отечественной войны. Стричься ходили семьями. У него всегда была очередь. Одни в очереди читали газеты и журналы, разложенные на столике, другие с интересом слушали его рассказы о войне и не только. Из радиоточки всегда доносилась лёгкая музыка, наполняющая уютом салон, и вкусно пахло одеколоном «Шипр». Дядя Саша знал по именам всех мальчишек, проживающих на Шёлковом, и был уважаемым человеком. После стрижки шли в «общую» баню, которая являлась неким «информационным центром» общения.

Помню, был у нас ещё участковый милиционер. Обязательный атрибут его – пистолет в кобуре и свисток. Не менее уважаемая личность. Как хозяин посёлка, он важно стоял в центре возле продуктового магазина. Звали его дядя Митя. Однажды я купил мороженое, снял с него обёртку и бросил  на землю, хотя рядом стояла урна. Иду. Слышу резкий милицейский свисток. Оборачиваюсь. Дядя Митя, хмуря брови, грозит мне пальцем и указывает на бумажку. Я поднял, прошёл метров 15-20, а потом, думая, что он уже меня не видит, вновь бросил бумагу. Вслед опять свисток. Люди смотрят. Так мне стыдно стало! Поднял  бумажку, положил в карман, да и принёс домой. С тех пор так и делаю, если нет поблизости урны. Научил меня дядя Митя.

Но абсолютным кумиром, конечно же, был… дядя Саша Батушанский. Наш бессменный «шёлковский» киномеханик. Его авторитет был недосягаем! Знало и уважало его не только население нашего посёлка, но и весь город. Любил он свою работу всей душой и сердцем. Отдавался ей полностью, без остатка. Для нас тогда кино занимало очень важное место в жизни. После демонстрации очередного фильма долгое время не утихали страсти от увиденного – обсуждались сюжеты фильма. Мы сопереживали и были там, вместе с героями кинокартины. Равнялись на них и перевоплощались в полюбившихся персонажей. Некоторые фильмы смотрели по многу раз.  Поговаривали, что в период показа хороших приключенческих фильмов даже хулиганы прекращали всякую свою деятельность. Вот  какое кино было в наше время!

Вот и поделился с вами воспоминаниями. Попытался показать, как мы жили, чем занимались и что нас интересовало в нашем далёком «шёлковом» детстве. Буду очень рад, если вы побродили в своих воспоминаниях по давно минувшим, но добрым и интересным временам и вспомнили знакомых сердцу, которые сеяли в наши души зёрна доброты, были примером для нас.

 Владимир ДЕНИСЕНКО.
г. Бендеры.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Пожарная охрана – это целая планета

Ежегодно 17 апреля чествуют тех, кто делом жизни выбрал...

Цель – не количество нарушений, а их предотвращение

В режиме онлайн состоялось заседание отчётной коллегии Счётной палаты....

Обращение совета трудовых коллективов Приднестровья

Объединённый совет трудовых коллективов Приднестровья призвал мировую общественность принять...

Бетон вместо асфальта и гравия

В Дубоссарах строительство бетонных дорог вместо имеющихся гравийных активно...

На пути к доброму делу

В республике активизируется работа по развитию социального предпринимательства, что...

Архив