…О судьбе этого молодого человека – Саши Патергина, как и о судьбе его отца – Александра Патергина, можно написать книгу. Саша Патергин с трудом сдерживает слезы, стоя у памятника погибшим рыбничанам – Александру Патергину, Владимиру Щербатому и Юрию Цуркану.
С мемориальной плиты на него, как живой, смотрит его отец, которому не довелось увидеть своего сына при жизни. 13 декабря в 6 часов утра его, гвардейца Республиканской гвардии, дежурившего на посту ГАИ у моста через реку Днестр, сразила пуля опоновца. И так уж сложилось, ровно в 6 часов утра 13 декабря его юная жена Алёна родила сына. Как будто судьба так распорядилась: одного родного человека забрала, а на его место подарила другого – сына, которого тоже назвали Александром.
«Сегодня мне исполнилось двадцать пять лет. Но я не считаю этот день праздником. Потому что именно в этот день мой отец, которому был всего 21 год, погиб, защищая независимость республики, защищая меня, еще не родившегося. Мне не довелось почувствовать отцовской ласки, я никогда не слышал его голоса. Мне часто говорят, что я очень похож на отца. Но он погиб совсем молодым. А я уже старше отца на четыре года», – Саша смотрит в синее-синее небо, словно ища ответ: почему же так случилось?..
История нашей республики короткая, но драматичная. И за каждой драмой и трагедией – конкретные люди. Вот и трагическое событие, которое произошло 13 декабря 1991 года, не дает успокоиться ни сердцу, ни разуму: как могло случиться, что люди в националистическом угаре, вчерашние наши братья, подняли руку и лишили жизни людей за их убеждения? И почему никто за это до сих пор не понес никакого наказания?
По двое детей было в семьях у кадрового офицера Владимира Щербатого и у сотрудника ГАИ Юрия Цуркана, готовился стать отцом Александр Патергин. Они не шли завоевывать чужие земли. Они пришли на помощь дубоссарцам, которые уже к тому времени потеряли людей, вставших на пути молдавских опоновцев, когда те пришли наводить «порядок» силой оружия. Но главное – молдавским силовикам было предписано разделить Приднестровье на две части, чтобы легче было уничтожить. По всему Приднестровью добровольцы стали записываться в республиканскую гвардию. Одними из первых туда записались капитан Владимир Щербатый и недавно отслуживший рядовой Александр Патергин, и они одними из первых прибыли в Дубоссары для укрепления постов со стороны Молдовы. На посту ГАИ в ночь на 13 декабря дежурили и рыбничане, и жители Дубоссар – сотрудники дубоссарской геологоразведки. Ранним утром на пост напали опоновцы, переодетые в форму приднестровских гвардейцев. В результате нападения три человека погибли, 16 ранены, и еще 24 человека опоновцы взяли в плен. Потом с большим трудом их удалось вызволить из тюрьмы…
На месте трагедии в Дубоссарах установлен памятник. Каждый год 13 декабря сюда приходят представители общественности, защитники Приднестровья и родные погибших, чтобы почтить память героев. Для кого-то они герои, а для их родных это тяжелая утрата и незаживающая рана в сердце…
Вот и Людмила Щербатая каждый год приезжает на место гибели мужа. Чтобы мысленно рассказать ему, как ей было тяжело без него растить детей, как тяжело жить в одиночестве и понимать, что никто и никогда не сможет заменить ее Володю. Он был один такой – красивый, добрый заботливый. Почему война всегда забирает лучших?..
Совсем старенький стал отец Юрия Цуркана, который считает своим долгом в этот печальный день приехать в Дубоссары. Жена его, выплакав все слезы по погибшему сыну, ушла в мир иной, а он живет с болью в сердце – какой прекрасный сын был!
Мать погибшего в 1992 году Ивана Лебединского, Галина Федоровна Лебединская, тоже приехала в Дубоссары 13 декабря. Она была знакома с Юрой Цурканом и подтверждает: «Хорошим он парнем был, простым, умным и душевным. Вместе с моим Ваней в Кишиневе на сварщика учился, иногда к нам в Рыбницу приезжал. И Ваня ездил домой к Юре в Михайловку. Нравилось ему туда ездить. Говорил, мама такая заботливая, тихая, а отец – мудрый, рассудительный. На все вопросы мог дать ответ! После окончания училища все у них хорошо сложилось: Ваня на завод пошел, а Юра стал служить в милиции. Оба женились, дети появились… Кто знал, что так трагически сложится судьба у них обоих: Юра погиб в декабре 1991 года, а Ваня – в апреле 1992 года. Их считают героями – за Родину погибли, но родителям от этого не легче…».
После митинга памяти рыбничане посетили могилу Юрия Цуркана, который похоронен в родном селе Михайловка, где именем героя названа местная школа. Члены Рыбницкого союза защитников Приднестровья с руководителем Виктором Мельником возложили венок к могиле героя и почтили его память минутой молчания. Отец Юрия, Иван Давыдович, вместе с родственницей по традиции накрыли поминальный стол – с молдавскими вертутами и добрым молодым вином: «Угощайтесь, люди добрые, помяните моего сына. Мало ему довелось пожить – всего тридцать годочков… Снегур устроил у нас войну, он виновен в смерти наших детей. И жена моя рано из жизни ушла, потому что очень тяжело переживала смерть сына. Такая добрая республика была, так мы жили хорошо в мире и согласии… Не дай Бог никому пережить своих детей!».
На рыбницком городском кладбище целая аллея могил погибших защитников Приднестровья. Это место так и называется – Аллея Славы. Сюда обязательно приходят рыбничане 1 августа, в день памяти погибших в войне 92-го года, и 13 декабря – в день гибели ребят у дубоссарского поста ГАИ. Как всегда, возлагают мужчины, прошедшие через войну, венки и цветы на могилы погибших Патергина и Щербатого, курят, вспоминают о пережитом.
Замерла в молчании Людмила Щербатая, вырастившая сына и дочь без отца, – совсем взрослые дети стали!
И Саша Патергин, вглядываясь в портрет отца – совсем мальчишка! – тихо шепчет: «Больше всего в своей жизни я хотел тебя увидеть живым – хоть на мгновение! Но ты всегда в моем сердце…».
Во время военного конфликта с молдавскими националистами более тысячи рыбничан пришли на помощь осажденным Дубоссарам. 31 рыбничанин отдал жизнь за независимость Приднестровья. Александр Патергин, Юрий Цуркан и Владимир Щербатый были первыми в этом скорбном списке…
Дина Листюгина.