Фотохроника – надежный, проверенный способ погрузиться в эпоху. И вот один из исторических кадров: людское море, а в центре – транспарант «Поддерживаем образование Приднестровской республики!». Дата: 9 сентября 1990 г. Прошла ровно неделя после провозглашения Приднестровской Молдавской ССР на II Чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней. Фотограф запечатлел митинг в поддержку исторического решения. Неделя… всего неделя новорожденной республике. Какая потрясающая разница между этой неделей и красивой юбилейной датой «30 лет». Сколько пережито, несмотря на продолжающуюся молодость.
В самом деле, приднестровское государство, едва возникнув, было поставлено под угрозу. Более того! Под угрозу духовного истребления и физического вытеснения приднестровцы попали ещё до момента рождения государственности, которая и явилась щитом против вражеских стрел.
Подчеркнем: пытались вытеснить приднестровцев (истребить как ментальную общность, как идентичность) с земли наших предков, бездоказательно, голословно названной националистами «оккупированной русскими, украинцами и представителями других «нетитульных» национальностей». Это ложь! А правда заключается в том, что, если бы не решение сталинского руководства, если бы не создание в 1940 г. МССР, никогда бы Кишинев и заикнуться не мог бы о своих правах на Приднестровье. И уж кто-кто, а народнофронтовцы, с их наполеоновскими (во всех смыслах) планами, должны бы быть благодарны Иосифу Виссарионовичу. Но и тут, как всегда, – ни капли здравого смысла. Вместо этого Верховный Совет Молдовы принимает 23 июня 1990 года Заключение, объявляющее создание МССР незаконным актом. И, таким образом, любые притязания Молдовы на Приднестровье автоматически лишаются юридической силы. Приднестровцы же абсолютно закономерно должны были заняться воссозданием собственной государственности в новых исторических реалиях. И, как показали дальнейшие события, путь этот оказался единственно верным.
Приднестровской Молдавской Республике не было и двух лет, когда её народу пришлось отражать крупномасштабную вооруженную агрессию. Только-только создавались государственные структуры, включая и силовые, не было ни вооружения, ни техники, чтобы противостоять этой военной машине. Но народ выстоял, дал отпор агрессору и дождался прибытия миротворцев, положивших конец невиданному, немыслимому варварству на исходе ХХ века.
Современники, советские граждане, скажи им кто-то в середине восьмидесятых, что братоубийственная война в Молдавии станет возможной всего через пять-семь лет, несомненно, решили бы, что «провидец» не в себе, и, скорее всего, отправили такового на принудительное лечение. Но трагедия совершилась! Только с приднестровской стороны около восьмисот убитых защитников и мирных жителей. Свои потери Молдова до сих пор не обнародовала, предпочитая порционно выдавать гражданам идеологическую «морковку» в виде «героической борьбы за восстановление территориальной целостности». Желающие, интересующиеся, если таковые в Молдове найдутся, могут без труда ознакомиться с кадрами кино- и фотохроники. И тогда станет предельно ясно, против кого и какими методами воевали бравые борцы за «конституционный порядок». Без ответа остается вопрос: какую угрозу для независимости и суверенитета РМ представляли женщины и дети, представители гражданского населения, сотни мирных жителей – убитых и раненых?
И это поистине ужасающая страница в истории молодого государства, выявившая, однако, подлинный и притом массовый героизм: готовность жителей не на словах, а на деле отстаивать свои права, межнациональный мир, жизнь по заветам предков.
Слова о предках – не пустые слова. Архивные записи, генеалогические и палеографические исследования неопровержимо свидетельствуют о сохраняющейся преемственности поколений приднестровцев, живших в XVIII и живущих в ХХI веке. До сих пор в наших населенных пунктах живут потомки первопроходцев, осваивавших край 200-300 лет назад. На древних стелах, что стоят на сельских погостах, можно разобрать те же фамилии, что и сегодня широко распространены в этих селах. И заметим, всё это надписи, сделанные кириллическими буквами. Вот почему так справедлив, исторически обусловлен был протест приднестровских молдаван против перевода письменности на латинскую графику – это противоречило всему многовековому опыту.
Может, в том и секрет жизнеспособности молодого государства, не покорившегося значительно более масштабным и агрессивным силам, брошенным на удушение Приднестровья. Свою роль сыграли не только своевременные действия участников забастовочного движения, референдумов, съездов, членов ОСТК, должностных лиц, представителей только что созданных госструктур, но и генетическая память, память народа. Прослеживается прямая преемственность между суворовскими солдатами (напомним: в 2017 г. в Тирасполе открыто Суворовское военное училище), освободителями края от турецкого и татарского ига, подразделениями царской армии, дислоцировавшимися в Дубоссарах, Бендерах и Тирасполе, воинами-«подольцами», «астраханцами», «житомирцами», участниками русско-турецких, русско-японской и Первой мировой войн и… участниками Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, защитниками Приднестровья.
Совершенно справедливо звучат в связи с Приднестровьем слова «форпост», «рубеж». В самом деле, таков исторический рубеж Русского мира, который не есть мир русских как этноса. Таково духовное, ментальное братство, такова единая система ценностей, в корне отличная от западного культа потребления и индивидуализма. В основе Русского мира всегда была традиция, истинный гуманизм (воплощенный в произведениях художественной культуры), опыт добрососедства и веротерпимости.
Вот какой посыл несли и несут приднестровцы миру, до сих пор (и порой с новой силой) раздираемому противоречиями на национальной, расовой, культурной почве. И не нас нужно учить «демократии», так как в борьбе за права человека, за возможность говорить на родном языке, жить на своей земле рождалась ПМР. Ещё у нас, приднестровцев, современные политики из самых разных стран, пожалуй, многому могли бы поучиться. Обвинять приднестровцев в сепаратизме может разве что человек, совершенно незнакомый с реальной ситуацией. Как говорит в таких случаях Первый Президент ПМР Игорь Смирнов: «Мы из Советского Союза не выходили!».
Гражданам республики чужды шовинизм, отказ от собственных истории, культуры, столь характерный для соседней Молдовы. Наше общество, несмотря на многонациональный и поликонфессиональный состав, не знало ни одного внутреннего конфликта на данной почве, чем создаются самые благоприятные условия и для проведения миротворческой миссии. Разве всё это не достижения, не основания для того, чтобы с оптимизмом смотреть в будущее в таком неспокойном мире?
И если провести параллель между референдумами на заре приднестровской государственности и всенародным волеизъявлением 16 лет спустя, мы увидим поразительное единодушие. Так, 1 декабря 1990 года в референдуме по вопросу об отношении к ПМССР приняло участие более 80% населения, имеющего право голоса. 96% из числа участвующих в референдуме поддержали создание ПМССР. Теперь обратимся к результатам референдума 17 сентября 2006 года. Жителям ПМР предстояло ответить на два вопроса: 1. Поддерживаете ли вы курс на независимость ПМР и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации? 2. Считаете ли вы возможным отказ от независимости ПМР с последующим вхождением в состав Республики Молдова? В итоге 97,1% приднестровцев, участвовавших в референдуме, высказались за независимость республики и последующее свободное присоединение её к России. Активность избирателей составила 78,6%.
Ну что ж, ключевые, магистральные решения приняты. Как неоднократно подчеркивал Президент ПМР Вадим Красносельский, никто не вправе решать судьбу Приднестровья, помимо воли самого приднестровского народа, который не раз на сей счет высказывался со всей определенностью.
«Поддерживаем образование Приднестровской республики!» – это всё-таки было куда легче сказать или написать, чем исполнить и остаться верным своим принципам. Однако пройденный приднестровским обществом и государством за минувшие годы путь неопровержимо свидетельствует, что курс, взятый тридцать лет назад, остается неизменным.
Как в таких случаях говорили наши предки: «На том стояли и стоять будем!».
Михаил Фернет.
На фото: Митинг в поддержку создания республики.
Фото из архива Совещательного собрания первых депутатов при Председателе ВС ПМР.