Фамилия Канделя хорошо известна в музыкальных кругах Приднестровья. Все, кто имеет отношение к этой сфере деятельности, знает или, по крайней мере, слышал об удивительной династии музыкантов из Слободзеи, насчитывающей уже четыре поколения. И когда в качестве героя будущей публикации о предпринимателе мне был представлен Сергей Канделя, первое, что подумалось, – однофамилец. Но нет… Это был представитель того самого музыкального клана.
Творческим людям вовсе не чуждо предпринимательство, музыкантам в том числе, но, как правило, в своей профессиональной сфере. Однако Сергей Канделя оказался… семеноводом. Правда, и музыкантом тоже. И не только им. Чем дальше в глубины памяти погружалась наша беседа, тем большим становилось моё удивление, местами переходящее в изумление. Невольно возникал вопрос, что это было? Поиск самого себя?.. Самоутверждение?.. Образ Сергея Александровича выходил из рамок привычных представлений о метаниях чем-то вечно неудовлетворённого героя, ибо каждую новую профессию он познавал с любовью и с не меньшей любовью ей отдавался…
Однако всё по порядку. Интеллигентный мальчик, воспитанный в творческой среде, как и было заведено семейной традицией, в начале 70-х годов окончил музыкальную школу по классу фортепиано, поступил в музыкальное училище, но, не начав учиться, бросил всё, чтобы стать аграрием. Конкурс в сельхозинститут на плодвинфак был в те времена 5-6 человек на место, и первая попытка, как часто тогда случалось, успехом не увенчалась. Казалось бы, самое время вернуться на проторённую стезю, но Сергей идёт стажёром в ПМК-12 (передвижная механизированная колонна), чтобы, заработав трудовой стаж, иметь преимущество для последующего поступления на факультет плодоовощеводства и виноградарства Одесского сельскохозяйственного института. Мечта исполняется. Потом несколько лет работы в колхозе и вполне успешная карьера от бригадира до начальника цеха многолетних насаждений. Но он вновь круто меняет профессию и идёт мастером производственного обучения в Слободзейское СПТУ (сегодня ГОУ «Слободзейский политехнический техникум»).
За годы работы там выпускает три группы по трём разным специальностям: экскаваторщики, автослесари-ремонтники и плиточники-облицовщики, параллельно с этим проводит во всех группах училища факультативные занятия. Столь обширный багаж специальностей, полученных за какое-то десятилетие, удивил бы кого угодно. Но, как оказалось, строительными навыками он овладел между делом, без ущерба для основной деятельности. Опыт новаторства постигал заочно на спецкурсе в Кишинёве, куда брали только специалистов с дипломами вузов, выдавая через 3 года документ о втором высшем образовании. А профессия экскаваторщика была приобретена в армии, ибо служил Сергей Канделя в танковых войсках, после которых освоение любой техники, служащей мирным целям, не составляло проблемы.
Все 80-е годы Сергей с какой-то неистовой энергией постигал всё, что само шло в руки, наращивая багаж потенциальных возможностей. Именно тогда он знакомится с Василием Андреевичем Филимоном, сыгравшим особую роль в его судьбе.
Нет на Земле важнее работы, чем посеять семена и собрать урожай. Главная, лучшая часть урожая – это семена. Они продолжатели рода, им принадлежит будущее. В этих трёх фразах был заложен смысл жизни человека, ставшего наставником Сергея и открывшего ему волшебство семеноводства.
В середине 80-х в Слободзейском районе сложилась группа энтузиастов по выращиванию и распространению семян высококлассных гибридов кукурузы, выведенных в Молдавском институте семеноводства «НПО Порумбень». В неё входили представители управления сельского хозяйства Слободзейского района, председатели и специалисты колхозов. Было бы странным, если бы Сергей Канделя не оказался в этой компании. Руководил проектом Василий Филимон, направленный Кишинёвом курировать Слободзейский и Суворовский (ныне Штефан-Водэ) районы. Главной задачей было производство семян новых гибридов кукурузы на всю Молдавию.
Вникая в этот процесс, Сергей до конца понял сакральную суть профессии агрария. А творческий потенциал, впитанный на генетическом уровне, нашёл своё применение… в семеноводстве, как бы странно это ни звучало. Впрочем, ничего странного здесь нет. Творческая составляющая присутствует в любом деле. Однажды он это осознал и с тех пор никогда не изменял семеноводству, даже когда 90-е и нулевые годы заставляли искать альтернативные заработки, чтобы просто банально выжить.
Однажды Филимон привёз Сергея на заросшее сплошными сорняками поле, из-под которых едва проглядывали проростки кукурузы. Казалось, единственным средством оставалась культивация и пересев. Но отправив помощника по другим делам, Василий Андреевич четыре часа изучал опытное поле размером 15 гектаров, а потом сказал, где и каким гербицидом надо его обработать. Спустя две недели они вернулись, и Сергей не поверил своим глазам, поскольку открывшаяся картина была сродни чуду. На чёрной, без единого сорняка почве, словно стойкие оловянные солдатики, выстроились прямые ряды всходов кукурузы, обещающие дать первоклассный семенной материал. Это поле у него до сих пор стоит перед глазами. Изменить ему он уже был не в силах.
На первый взгляд, технология производства элитных семян не отличается от выращивания товарной кукурузы. Но только на первый, поскольку этот процесс невозможен без ручного труда и постоянного, неусыпного внимания едва ли не к каждому растению от момента всходов до полного созревания. Важно вовремя выбраковать аномальный экземпляр, а в самый ответственный момент – выброс метёлок – не допустить самоопыления. В этот период обход участка осуществляется каждый день, даже если идёт дождь и под ногами непролазная грязь. Мы не будем рассказывать, какие этапы проходит элитный семенной материал, прежде чем попасть к покупателю. Честно скажу, труд этот сродни каторжному, но его итог способен удовлетворить самые высокие амбиции.
Помимо любимого дела – выращивания высококлассных семян кукурузы (кстати сказать, Сергей занимался выращиванием семян огурцов, кабачков, арбузов, томатов и других культур), он открыл на территории слободзейского рынка небольшой агромагазин, где можно приобрести любой необходимый в огородно-садовом производстве товар. Но и музыке он никогда не изменял. Она тихо живёт в его душе и начинает мощно звучать, когда на праздник собирается вся семья или встречаются старые друзья… Все эти ипостаси органично уживаются в Сергее, переплетаясь между собой и давая огромный импульс жить, творить и быть счастливым.
Галина БЕЗНОСЕНКО, г. Слободзея.
Фото автора.