Нередко приходится бывать в самых разных населенных пунктах. Всегда радуюсь, когда вижу в администрации села, в библиотеке, в Доме культуры подшивку газет. Радуюсь вдвойне, потому что сегодня не часто встретишь читающего человека; не только газеты, вообще книги, художественную литературу, классику и, конечно же, сказки детям.
Роль чтения в наши дни очень недооценивается. Это ошибка. Вернее, на чтение как будто не остается времени. Но и это ошибка. Согласитесь, как бы мы ни устали за день, а всё равно можно выкроить ровно минуту, открыть томик Пушкина, Есенина, Евтушенко, Рубцова… прочесть одно-два небольших стихотворения. Как бы мы ни устали, а всё равно нужно наконец попросить ребенка отложить в сторону смартфон и поговорить с ним, я уж не говорю рассказать тем, кто помладше, «коротенькую сказочку».
Это очень обидно и досадно, что чтение сегодня не входит в число приоритетов, даже близко. Потому что без духовной пищи, без культуры как таковой всё остальное лишается смысла. Да, можно построить большой двухэтажный дом – заработать! – но может статься, вам будет просто не о чем с домочадцами говорить. Отсутствие общих интересов, душевной связи неотвратимо ведет к потере друзей, к разрыву между поколениями, конфликту между отцами и детьми. И как результат – к одиночеству, пусть и за высоким, красивым забором. Нет, правда, какая может быть связь, когда общение с бабушкой ограничивается дежурными фразами и положенными подарками к дате. Что запомнится ребенку? Что «предки» наконец подарили новую модель телефона?
А теперь представьте: всё это происходит в масштабах общества, цивилизации.
Заботы о материальном глушат все прочие ростки. Кто посчитал, сколько людей уехало на заработки без крайней нужды? Просто чтобы построить дом выше, чем у соседа. А бывает, поверьте, и такое. Сколько на этой почве распалось семей?
И знаете, мне кажется ошибочным подход, когда всё списывают на то, «как мы плохо живем». Достаточно поездить по селам, посмотреть, какие дома строили наши предшественники в послевоенные и довоенные годы: маленькие, саманные, не дома, а домики, крытые камышом (они кое-где ещё сохранились), затем, когда времена стали получше, – черепицей, шифером. И в домах обстановка под стать. Никакого тебе «евроремонта», в повседневной жизни – никаких разносолов. Что называется, щи да каша.
Жили просто (все так жили), но… дружно. И всё потому, что ценности были другие. Ходили друг к другу в гости, делились последним и, представьте, при этом ещё и радовались гостям. Семьи были многодетными, но как-то ведь умещались в этих домишках. Мои родственники из Дзержинского примерно в таких условиях воспитали семерых, и никто не считал себя обделенным. До сих пор за огромным, длинным столом собирается многочисленная родня.
Теперь обо всем этом можно прочесть лишь в книгах. Дети, конечно, воспринимают такие истории, как сказки, не понимают простых вещей. Но, я вам скажу, всё равно делиться опытом, рассказывать стоит. Не хлебом единым!
Михаил Фернет.