4.1 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Никандр Елагин: «Главное, ребята…»

Кто не удивлялся душевной молодости, физической крепости, энергии и работоспособности нашего старшего коллеги Никандра Елагина, журналиста и литератора, человека, который с полным на то основанием может именоваться как приднестровским, так и российским автором? На вопрос, почему Елагин принадлежит одновременно великой и малой Родине, ответить просто. Родом Никандр Анатольевич, между прочим, готовящийся отпраздновать свой семидесятипятилетний юбилей, из России. Но значительную часть жизни прожил в Приднестровье, где по сей день трудится в редакции газеты… «Приднестровье». Воспитывался на русской литературе, а силы отдал – приднестровской.

AftorBack_2Словом, для приднестровцев и россиян Елагин примерно как Пикассо для испанцев и французов. То бишь – для тех и других одинаково родной. Я уже не говорю о том, что приднестровцы никогда не отделяли и не отделяют себя от Матери России. Ну а секрет неиссякаемой энергии юбиляра, его чудодейственный рецепт с полным перечнем всех жизнеутверждающих ингредиентов вы сможете узнать от самого автора, если, конечно, прочтете это интервью.

 

Необычный респондент

С Никандром Анатольевичем мне довелось работать в одном кабинете одной редакции. Поэтому «отправляясь» на интервью, я просто переложил диктофон со своего стола на соседний, и интервью началось. Интервью, так сильно отличавшееся от всех прочих уже тем, что интервьюировать приходилось человека с богатейшим жизненным опытом, журналиста, писателя, способного любой ваш вопрос облечь в целый фолиант увлекательнейшего повествования.

К счастью, Никандр Анатольевич был предельно лаконичен, оказав мне тем самым бесценную помощь, ибо самостоятельно выбрать что-то «наиболее интересное и значительное» из тех странствий и открытий, которые выпали на долю Елагина, я вряд ли бы сумел. Но он же и осложнил мою задачу, не так давно издав внушительную по размерам книгу «Точка возврата – третий полюс, или Как рассказать о себе». Выходило, что отныне всем потенциальным биографам, включая и меня, прежде чем написать что-то свое, предстояло прочесть то, что уже написано. И прочесть, замечу, немало. А если чукча не читатель…

Третий не лишний

Книга Никандра Елагина начинается сразу с двух сторон и, следовательно, ни с одной, сколько ни крути, не заканчивается. Я, однако, свое интервью решил начать с конца, то есть с книги, увенчавшей собой богатый, насыщенный событиями и свершениями творческий путь Елагина. Название мagnum opus (лат. – главный труд всей жизни) подкупало. Куда лучше, чем «Сто секретов журналистского мастерства» или «Как писать книги». Наш соотечественник поступил проще, честнее: просто рассказал о себе, о том, что повидал, что пережил на своем веку. В отличие от бессовестных продавцов книжных полуфабрикатов, журналист и писатель Елагин вполне отдавал себе отчет: никаких готовых рецептов и схем в литературе нет и быть не может. Всё требует индивидуального подхода, авторской оценки, авторского видения. Вот и получилась очень необычная книга, аккумулировавшая множество временных и тематических пластов, но объединенная одним стержнем, написанная живо и увлекательно. В ней всё то, что дорого сердцу. Ну а «третий полюс», фигурирующий в названии, – это сам автор, на протяжении всей жизни путешествовавший с севера на юг и обратно, и, таким образом, словно застрявший между полюсами. А на самом деле – вобравший в себя и южный, и северный, став третьим, отнюдь не лишним.

«Не пишите о том, в чем вы ничего не понимаете»

Поскольку автор трудится как на журналистском, так и на литературном поприще, любопытно было бы выяснить, что же здесь является первичным. Я спросил. Оказалось, что в юности, как и все влюбленные (а в юности все влюблены), Никандр Елагин писал стихи. Продолжает писать и теперь. С той лишь разницей, что с годами юношеская влюбленность переплавилась в большую любовь к людям, родной земле, природе, литературе, самой жизни. Впрочем, как тогда, так и теперь свои возможности автор оценивает весьма скромно, считая себя, в первую очередь, журналистом, а не литератором.

Выработать же в себе трезвую самооценку помогли столпы русской литературы – любимые Пушкин, Некрасов, Есенин. Пушкина любили все в большой семье Елагиных, так что его гениальные произведения Никандр Анатольевич знает с малых лет. Говорит, очень важно, чтобы пишущий человек видел перед собой масштаб фигур классиков, соизмеряя с ними собственные силы. Классика же служит прекрасным камертоном, позволяющим распознать фальшь, литературную подделку.

Но опасаться стоит не только художественного, стилистического несовершенства. Фальшь может быть и другого рода. Журналист вспоминает, как в юности, когда он только начал писать для районной газеты и специально подготовил небольшой рассказ на военную тему, один из ветеранов, сотрудник редакции, дал ему дельный совет: никогда не писать о том, в чем ничего не понимаешь. И хотя тогда критика старшего товарища показалась слишком категоричной, впоследствии Никандр Анатольевич не раз вспоминал этого человека с большой благодарностью.

Талант воспринимать

критику

По глубокому убеждению Никандра Елагина, умение правильно воспринимать критику – это тоже талант. По сути, это одно из непременных условий творческого роста. К советам знающих людей обязательно нужно прислушиваться. И если чувствуешь, что занимаешься любимым делом, идти до конца. Так, после упомянутого эпизода с военным рассказом мой респондент не перестал писать, а, попробовав себя в различных сферах, вновь вернулся к перу и бумаге. Никандр Анатольевич с удовольствием рассказывает, как однажды он даже пытался поступить в политехнический институт, но с треском провалил первый же экзамен. Впоследствии жизнь не раз подбрасывала самые неожиданные предложения: приходилось быть и сборщиком садового инвентаря, и начальником палаточного городка на строительстве Молдавской ГРЭС, но всякий раз кривая судьбы возвращала скитальца на журналистскую ниву.

К слову, Н. Елагин считает серьезным препятствием на пути развития приднестровской литературы тот факт, что у нас почти нет критики. Иногда говорят, что всё объясняется тем, что живем мы, приднестровцы, достаточно тесно, и никому не хочется обострять межличностные отношения. Как бы то ни было, отсутствие добротной литературной критики только тормозит творческий процесс. То же самое относится и ко многим другим сторонам приднестровской действительности. И если в советское время бытовало выражение «Газета выступила – что будем делать?», то теперь такого вопроса просто не возникает. Обратная связь с читательской аудиторией достаточно слабая, резонанс от опубликования статьи минимальный. Но, конечно, критика должна быть компетентной и конструктивной. Иначе своей задачи, направленной на оздоровление того или иного явления, общества в целом, она никогда не достигнет.

Точка возврата

Впервые в Тирасполь – город, который отмечает свой день рождения в один день с нашим юбиляром, – Никандр Анатольевич попал в далеком 1959 году. До сих пор перед глазами уроженца Нижегородской области стоит тот день на излете октября, когда в двадцатипятиградусную жару их, новоборанцев, из района Красных Казарм вывели на Бородинскую площадь в зимней форме: шапке, шинели, кирзовых сапогах. Южный климат поразил воображение рядового Елагина, которому, впрочем, ещё предстояло испытать на себе горячее дыхание Кубы. Хотя, конечно же, не колорит юга был первым аргументом в пользу того, чтобы навсегда связать судьбу с городом на Днестре. Таким аргументом стала женщина, будущая жена Оксана, с которой герой нашего повествования и познакомился во время службы в Тирасполе. Вместе они прожили 50 лет. Оксана Степановна стала надежной спутницей, разделив все тяготы, связанные с переездом на север и обратно. Увы, северный климат не пошел на пользу её здоровью, что также послужило одной из причин возвращения на Приднестровскую землю.

Для самого журналиста наш край, а с 1990 года – и государство, стал точкой возврата к самому себе. Здесь, наконец, появилось время для осмысления пройденного, для начала новых свершений. Здесь произошел возврат Н. Елагина к литературе, благо, душа, по-прежнему юная, не утратила способности к прекрасным порывам. Так что, никто ни капельки не удивился, когда Никандр Анатольевич возглавил газету «Юность Приднестровья», выступил в качестве автора серии очерков, рассказов, новелл, стихов и песен, стал наравне с внуком учредителем лаборатории издательского творчества «ЕНЦА» (Елагин Никандр – Цветков Алексей). В редакции «Приднестровья» опытный журналист выступает куратором молодых специалистов, студентов-практикантов, которые с удовольствием обращаются к Никандру Анатольевичу за советом, впрочем, как и все мы.

Куба далеко, Куба рядом

Отдельная страница в биографии юбиляра связана с Островом Свободы, куда Никандр Елагин попал в качестве военного специалиста в дни Карибского кризиса. Советское командование проводило на Кубе военно-стратегическую операцию под кодовым названием «Анадырь». Операция была настолько секретной, что сами военнослужащие до последнего момента не знали, куда их отправляют. Само название призвано было сбить разведку противника с толку (Анадырь – город на крайнем северо-востоке России).

Словом, как вы это сами понимаете, нагуляться по улицам Гаваны, вдоволь налюбоваться местными достопримечательностями Никандру Анатольевичу так и не удалось. Зато навсегда остались в памяти семь месяцев максимального напряжения воли и нервов, проведенные на Кубе, дни, когда весь мир находился на грани третьей мировой, обещавшей стать последней. К счастью, кризис миновал. Но чувство ответственности не только за свою судьбу, но и за судьбы других людей сопровождает воина-интернационалиста на протяжении всей жизни.

А на север, хоть и не в Анадырь, Никандр Елагин в итоге всё-таки попал. Так что, даже от его послужного списка веет холодом: редактор окружной газеты «Советский Таймыр», собкор «Красноярского рабочего» по районам Крайнего Севера, собкор «Заполярного вестника»…

Умение удивляться

Согласно взглядам Никандра Анатольевича, журналист – это не столько профессия и образование, сколько (в определяющей степени) гражданская позиция, образ мысли.

Когда в редакцию приходят молодые авторы, довольно быстро удается выяснить, кто из них пришел в журналистику по призванию, а кто – в силу жизненных обстоятельств. Настоящего журналиста выделяет авторская оценка, позиция, готовность всё пропускать через себя, живо откликаться на ту или иную проблемную ситуацию. Вот почему равнодушие также несовместимо с истинной журналистикой, как и банальная констатация факта: состоялось, случилось… А если это и допустимо, то лишь в узких рамках информационного жанра, что, конечно, не исключает наличия у сотрудника СМИ собственных взглядов и убеждений.

И всё-таки основное качество, которым должны быть наделены по-настоящему творческие люди – умение удивляться. Именно потребность в новых впечатлениях, смене обстановки толкала в свое время молодого Елагина на поиски приключений, заставляла отказаться от удобного кресла редактора многотиражки (будь то «Молодежь Молдавии» или «Энергетик») в пользу беспокойного странствия по Крайнему (точнее, бескрайнему) Северу.

Вот такое качество – настоящий дар! – и делает человека счастливым, позволяет оставаться молодым, чтобы широко открытыми глазами смотреть на мир. Смотреть – и благодаря этому оставаться молодым. Оставаться молодым – чтобы смотреть.

А когда духовный взор становится острее, понимаешь: удивительное далеко не всегда где-то за семью морями. Удивительное рядом, просто нужно научиться его замечать.

Эпизод с Калиновкой

(не эпилог)

А вот для того, чтобы показать, насколько Никандр Елагин в свои 75 бодр и полон творческих сил, чего я, признаться, не могу сказать о некоторых своих сверстниках, расскажу вам небольшую историю про то, как мы вместе ездили в Калиновку.

Калиновка – это село в Дубоссарском районе. Настолько маленькое, что при других обстоятельствах, я, возможно, никогда бы и не узнал о его существовании.

Никандр Анатольевич сам о нем узнал чисто случайно. На популярном интернет-ресурсе, где публиковались его стихи, к нему за помощью обратился россиянин Олег Боголюбов. Он рассказал, что его дед капитан Красной Армии Разгон Артем Порфирьевич в начале войны погиб в наших краях, и что он, внук, где-то в 80-х даже был на его могиле, но не знает, сохранилась ли она. В этом и состояла просьба – помочь отыскать захоронение. Проблема заключалась в том, что автор был твердо уверен: похоронен дед в селе Малиновка Дубоссарского района. А такого села в Приднестровье не было и нет.

Другой на месте Елагина так бы и написал: «Извините, такого села в Приднестровье нет». Всё. Точка. А Никандр Анатольевич предположил, что в названии допущена ошибка. Выяснил, что действительно в Дубоссарском районе есть село Калиновка. Дальше журналист навел справки о самом Разгоне и… уговорил нас, коллег, организовать выезд на место.

Приехав в Калиновку, мы убедились, что опасения Олега Боголюбова были не напрасными. Местные жители подтвердили: на сельском кладбище когда-то были два военных захоронения, но надписи на табличках, которые в советское время подкрашивали школьники, давно стерлись. Поехали в соседнее село Красный Виноградарь, к которому в административном плане относится Калиновка. Глава госадминистрации вспомнил, что его друг лично в школьные годы подкрашивал те надписи, но с годами позабыл фамилии красноармейцев. Поэтому, когда в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы благодарные потомки решили изготовить мемориальную плиту, пришлось указать на ней двух похороненных в Калиновке воинов как безымянных (уже безымянных!). Так что, наше появление в селе в апреле, за месяц до основных мероприятий, было воспринято, как мистика. Недолго думая, мы попросили главу госадминистрации позвонить своему знакомому, и назвали тому фамилии капитана и рядового – Разгон и Новосельский, которые, по имеющейся у нас информации, утонули при наведении переправы через Днестр в 1941 году. Этот человек подтвердил: «Всё точно! На кладбище в Калиновке похоронены они».

Так, благодаря Никандру Анатольевичу из небытия (а утрата места захоронения однозначно была бы безвозвратной) были вырваны имена наших доблестных воинов, принявших на себя удар в самые первые, самые тяжелые дни войны. Ещё раз повторю: другой бы только отмахнулся и уж, конечно, не отправился бы в Калиновку, а потом в Красный Виноградарь разбираться, что к чему. Елагин поступил иначе. Вот это и есть уважение к Подвигу, это и есть деятельное участие в сохранении летописи Великой Отечественной войны.

Что ж, думается, требовательный ветеран, в свое время покритиковавший начинающего журналиста за самонадеянность, был бы доволен такой работой. По итогам поездки Никандр Анатольевич написал развернутый материал (с продолжением) «Малиновка-Калиновка: 70 лет от Победы, или Сколько километров до военной тайны». Вот у таких людей всегда есть чему поучиться. Причем журналистское расследование ещё не окончено. Никандр Анатольевич убежден: нужно ещё раз съездить в Калиновку (точка возврата?) чтобы убедиться, появились ли фамилии Разгона и Новосельского на памятной плите, как нам и обещал глава госадминистрации.

P.S. Да, чуть не забыл самое главное. А главное, на мой взгляд, то, что журналист Елагин никогда никого не поучает, не говорит «главное – то-то и то-то». Он просто делает сам, убеждая личным примером. А другого пути, по правде говоря, и нет.

Николай Феч.

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив