В Дубоссарском индустриальном техникуме свято хранят память о героях Великой Отечественной войны. Здесь действует посвященный воинам-освободителям музей. В канун 75-летия Великой Победы о своем дяде, брате матери, Федоре Федоровиче Бондаренко директору музея Петру Степановичу Раковчену, рассказала сотрудник техникума Раиса Николаевна Бондаренко.
Родился Фёдор Бондаренко в 1923 году в украинском селе Ферапонтьевка на юге Бессарабии, входившей на тот момент в состав Румынии. Крестьянская семья, в которой рос Фёдор Фёдорович, работала на своей земле, пятеро детей наряду с родителями трудились с раннего детства. Когда умер глава семьи, все тяготы по ведению хозяйства легли на плечи матери. 17-летний Фёдор решил уехать на заработки, чтобы хоть как-то помочь семье. Оказался в Саратове, работал на заводе, а потом началась война. Фёдора призвали в ряды Красной Армии и определили в подразделения НКВД. Всю войну воевал в действующей армии, выслеживал вражеских диверсантов, вылавливал на освобождённой территории бродивших по лесам недобитых фашистов, затаившихся власовцев и бандеровцев, бывших полицаев и пособников оккупантов разного толка, очищал нашу землю от всякой нечисти.
Весной 1944 года, когда фронт приблизился к Молдавии, в селе Ферапонтьевка, откуда на фронт ушло много мужчин, с надеждой ждали прихода Красной Армии и возвращения их домой. Уже летом началось отступление германской армии: по улицам села с востока на запад потянулись обозы, колонны изрядно потрёпанных солдат. Среди отступавших были и немцы, и румыны, и бывшие сограждане – предатели власовцы и бандеровцы. Последние, оказавшись в украинском селе на юге Молдавии, пытались найти сочувствие и поддержку среди местных сельчан, заговаривая с ними на «ридной мове». В дом семьи Бондаренко на постой определили двоих (попробуй не впусти): одного – лет 25-30, а другого – совсем мальчишку, подростка лет 13-14, в полувоенной немецкой форме. Говорили на украинском языке, сами, как потом выяснилось, из Западной Украины. Однажды подошли к хозяйке дома и обратились с необычной просьбой: спрятать младшего. После некоторого замешательства женщина робко спросила: «От кого? Вы сейчас власть, в силе решать все вопросы. Чем мы, простые крестьяне, можем вам помочь?». Разговор затеял старший. «Понимаешь, хозяйка, я совершил большую ошибку в жизни: связался с немцами. Новая власть, советская, мне этого не простит, для неё я враг, предатель, – говорил он быстро, путанно, на галицийском наречии. – Немец бежит в Европу, а нам куда, кто нас там ждёт? Ладно мне придётся отвечать, но брат совсем ещё мал, увязался за мной, а я только и делаю, что спасаю его от беды. Как мы оказались по эту сторону фронта, вместе с немцами, – долго рассказывать. У меня большая просьба – спрячьте его на время. Как только фронт откатится дальше на запад, он сам доберётся до родных мест. Не могу я его дальше с собой тащить, боюсь за его жизнь».
Женщина молчала, не знала, что и ответить. Соглашаться – опасно, а вдруг кто из села узнает да донесёт, что укрывает врага народа, что будет? А не согласится – неизвестно, что на уме у него: вон за плечами оружие имеется, возьмет да пальнёт в отместку.
«Не бойтесь, я вас не обижу, – словно прочитав её мысли, проговорил снова он. – Даже и не знаю, чем отблагодарить, я достану, сколько смогу, продуктов, и вот ещё», – протянул женщине небольшую книжечку.
Спустя время хозяйка обратила внимание на книжечку, которую он оставил. Называлась она «Сонник» и вскоре стала довольно востребованной. И до этого случая большая часть населения села с интересом разгадывала сны, а тут появился печатный, считай научный, источник толкования всяких вариантов сновидений. И раньше дом всегда был распахнут для соседей, многочисленных родственников, а теперь заходили по поводу и без, но обязательно с просьбой разгадать вчерашний сон и поделиться последними новостями с фронта. О неожиданно появившемся в доме семьи Бондаренко «родственнике» с Украины вначале посудачили соседи, а потом привыкли к этой новости: время военное, не такое ещё происходило в селе, хорошо хоть никто не стал расспрашивать о его судьбе. К концу лета уже ни немцев, ни румын в селе не осталось, фронт обошёл село стороной.
Фёдор продолжал бить фашистов в Европе, присылал домой письма, фотографии, рассказывал, как воюет. Наступил 1945 год, все с нетерпением ждали окончания войны. Сын с боями дошёл до Берлина и там встретил долгожданную Победу. Всё, что он слал почтой, складывали в «Сонник» и каждый раз, когда открывали эту книжечку, перечитывали письма.
Война закончилась, в село стали возвращаться демобилизованные солдаты. Ждали возвращения и Фёдора, а он всё не шёл, задерживался. Все надеялись, вот-вот приедет молодой, красивый, сыграют свадьбу, послевоенную.
Парнишка, которого приютили во время войны, вскоре засобирался домой. В селе стала налаживаться мирная жизнь. Однажды в семье Бондаренко произошёл неприятный случай: в дом пробрались воры. Красть особо в семье было нечего, но они позарились на известную на всё село ценность – «Сонник». И что самое обидное, вместе с ним унесли всё его содержимое: фронтовые письма, фотографии, поздравительные открытки, документы – всё, что так дорого как память о солдатской жизни Феди. А война для него, по сути, и не заканчивалась. Так как он служил в структурах НКВД, в подразделении СМЕРШ, то и по окончании войны ему пришлось воевать с недобитыми бандеровцами да прочими преступниками, которые не желали сложить оружие и жить мирной жизнью. Ещё целых два года (1946 и 1947) Фёдор Бондаренко вместе со своими товарищами гонялся по лесам Белоруссии и Украины, чтобы приблизить окончательный мир. Среди последних писем было фото, где он в военной форме со своей девушкой. Фёдор писал, что надеется приехать домой к 1 апреля, то есть через две недели после получения письма…
Однако вскоре в дом семьи Бондаренко пришёл почтальон и принёс страшное известие: ваш сын и брат Бондаренко Фёдор Фёдорович, выполняя воинский долг в борьбе с ненавистными врагами Советской Родины, погиб смертью храбрых. Спустя время узнали подробности гибели Фёдора: во время преследования бандеровцев в лесах наскочил на мину, оставленную бандитами, и подорвался на ней. Взрыв был такой мощности, что от него мало что осталось, боевые друзья собрали останки Фёдора Бондаренко и похоронили на месте боевых действий…
Вечная слава павшим героям!
К печати подготовила Инна Влада, г. Дубоссары.