Возможность пообщаться с главой государства лично принципиально важна для сотрудника масс-медиа. Таким образом наглядно достигается главная задача СМИ – способствовать рассмотрению наиболее злободневных, актуальных вопросов.
Традиционная встреча Президента ПМР с журналистами по итогам года на сей раз проходила в усеченном формате. В контексте пандемии Вадим Красносельский пообщался только с руководителями творческих коллективов, представляющими ведущие СМИ: «Первый приднестровский телеканал», «Телевидение свободного выбора», «Радио 1», информационное агентство «Новости Приднестровья» и республиканскую общественно-политическую газету «Приднестровье».
За достаточно непродолжительное время журналисты успели задать десятки вопросов, касающихся ситуации в стране и за её пределами.
Разумеется, в центре внимания на протяжении всей дискуссии оставался коронавирус, отразившийся почти на всех сторонах жизни. Карантинные ограничения вынудили отменить или изменить формат проведения многих мероприятий. Запланированные на текущий год госпрограммы и социальные проекты частью всё же удалось исполнить, частью же пришлось перенести, отложить до лучших времен. В экстренном, чрезвычайном режиме работали профильные службы. Тяжелее всего пришлось сотрудникам сферы здравоохранения. Здесь сказались как самоотверженность представителей отрасли, так и отдельные недочеты, накопившиеся трудности, о чем не раз говорилось на заседаниях Оперштаба. Президент твердо стоит на позиции, согласно которой отношение медицинского персонала к пациентам должно быть предельно ответственным, подчеркнуто корректным. За период борьбы с пандемией в адрес главы государства поступило немало обращений. Это, конечно, не только слова благодарности в адрес медработников, но и жалобы. Президент пояснил, что во всех случаях проводится проверка с целью, в первую очередь, улучшить работу самого механизма.
Однако нельзя не отметить, насколько тяжелым оказалось положение медперсонала. Многие сотрудники лечебных учреждений, ковидных госпиталей месяцами не видели близких. Президент назвал нагрузку на минздрав колоссальной. Тем не менее коллапса, который наблюдался в отдельных странах, в Приднестровье не произошло. Это говорит о том, что решения принимались оперативно, действия носили организованный, эффективный характер.
Вообще, 2020 год принес приднестровцам немало тревог. Отчасти они были связаны и с электоральными процессами в соседнем государстве, Молдове. Не могут не настораживать отдельные заявления избранного президента Республики Молдова Майи Санду. Высказывания эти актуализировали тему молдо-приднестровского урегулирования. Как отметил, обращаясь к Президенту, главный редактор «Первого приднестровского телеканала» Виктор Савченко, СМИ России в последнее время регулярно говорят о Приднестровье. При этом обстановка в Зоне безопасности достаточно напряженная, проблем немало. Возможно ли, вопреки всей политической браваде со стороны представителей РМ, нормализовать работу формата «5+2», экспертных групп, Объединенной контрольной комиссии?
Отвечая на этот вопрос, Вадим Красносельский заметил, что в Молдове выбирали не просто президента, а вектор развития: восточный или западный. Хотя, по сути, «западный вектор развития уже был избран Молдовой – ее политической элитой. Это происходило начиная с 90-х. В 2014-м был подписан договор о европейской интеграции… Но то, что произошло в ноябре 2020-го, весьма показательно. Выбор элиты утвердил народ Молдовы. Наша же позиция остается прежней. Мы готовы к диалогу и остаемся верны принципам добрососедства, сотрудничества и договороспособности. При этом мы однозначно настаиваем на присутствии на берегах Днестра миротворцев России. Считаю, что это как раз та база, благодаря которой и возможны дальнейшие переговоры, а не стрельба из автоматов, пушек и иные провокации», – акцентировал внимание Президент ПМР.
Тема миротворцев, в силу известных высказываний Майи Санду, вновь стала обсуждаемой, дебатируемой, если не сказать «спекулятивной» (впрочем, исключительно за пределами Приднестровья). Об этом говорила главный редактор ИА «Новости Приднестровья» Алла Иванченко, поинтересовавшаяся у Вадима Красносельского, реально ли исполнение планов по вытеснению российского миротворческого контингента и к чему это может привести?
Глава Приднестровского государства убежден: все политические игроки должны предельно ответственно подходить к своим заявлениям, действиям. «Иногда у меня складывается впечатление, – сказал Президент, – что когда какой-нибудь политик хочет обратить на себя внимание, он говорит о миротворцах… В принципе, ничего нового госпожа Санду не сказала. И тот же Игорь Николаевич Додон говорил о том, что после урегулирования необходимо вывести все «иностранные войска». Это его слова. Госпожа Санду сказала чуть по-другому. Просто сказано было чуть-чуть резче, а суть-то та же».
Ключевым, по мысли Президента, здесь должно быть слово «урегулирование». Таковое должно быть достигнуто. Однако без России и без приднестровского народа эту задачу не решить. А в Приднестровье всегда оставались и останутся верны российским миротворцам. «Мы понимаем, кто принес мир на нашу землю, как все происходило, – констатировал Вадим Красносельский. – Никаких сомнений нет, что миротворцы РФ – гарант мира, причем и для Приднестровья, и для Молдовы. Поэтому все эти заявления где-то спекулятивны, где-то рекламны, но, к сожалению, как я уже говорил не раз, к миру никакого отношения не имеют».
О значении России в жизни приднестровцев Президент говорил немало, в том числе отвечая на вопрос редактора «Радио 1» Юрия Соловьева относительно сфер, в которых осуществляется сотрудничество. Отношения всесторонние, многовекторные, подчеркнул респондент. «Когда я приезжаю в Москву с визитом, в ходе встреч в Совете Федерации, Госдуме, Администрации Президента РФ в повестке дня вопросы, от решения которых напрямую зависит жизнь людей, – объяснил Вадим Красносельский. – Это вопросы гражданства, применения материнского капитала на территории Приднестровья, возможность получения гражданами Российской Федерации, проживающими в Приднестровье и имеющими приднестровский паспорт, страхового полиса российского образца; вопросы, связанные с получением высшего образования в Приднестровском госуниверситете по российским стандартам, и так далее. Есть много вопросов».
Все они требуют разрешения, но, к сожалению, не всегда удается найти выход из сложившейся ситуации.
В качестве достаточно острой проблемы глава государства привел вопрос о получении российского гражданства. «Я буду предельно откровенен: в Москве некоторые должностные лица ставят в упрек народу Приднестровья то, что у жителей республики на руках якобы по два-три паспорта, – объяснил Вадим Красносельский. – Я отвечаю буквально следующее: да, конечно же, у граждан Приднестровья есть молдавский паспорт или, может быть, украинский паспорт, но у некоторых нет российского. Почему так произошло? Да потому что в свое время было очень сложно получить российский документ, а, извините, людям надо было решать свои проблемы – по здоровью, по коммуникациям различного толка, по бизнесу, поддерживать родственные связи. Им нужен был просто любой паспорт – украинский, молдавский, и люди их получали. Разве они виноваты, что кто-то когда-то отрезал приднестровский народ от исторической родины, от большой России, поставил в эти условия выживания? И народ выживал, народ подстраивался, люди получали какие-то паспорта, но при этом оставаясь верными России и считая себя частью Русского мира».
О недвусмысленности позиции приднестровцев говорят итоги референдума 2006 года. 97% населения высказались за независимость и дальнейшее сближение с Российской Федерацией. Так нужно ли таких людей лишать возможности получения российского гражданства? Фактически, это вопрос восстановления исторической справедливости.
Аспекты внутренней жизни страны Президент осветил, отвечая на вопрос главного редактора «ТСВ» Игоря Авренева: считает ли Вадим Красносельский уходящий год самым сложным за период нахождения в должности?
Глава государства признал, что период этот, и правда, выдался непростой. Наводнение, аномальная засуха, да ещё коронавирус… Испытаний на прочность хватало. Но во многих отношениях последствия могли быть куда более тяжелыми. Сказались своевременно принятые меры реагирования: укрепляли дамбы, предусматривали льготное кредитование и меняли налоги с тем, чтобы поддержать сельхозпроизводителей…
Президент подчеркнул: в любой экстремальной ситуации важно бороться, не падать духом и надеяться прежде всего на себя, укреплять самодостаточность государства, мобилизовать внутренние ресурсы. Это же касается и ситуации с коронавирусом. «Так, когда мы начинали планирование борьбы с пандемией, мы насчитывали в целом в системе здравоохранения всего лишь 220 мест в инфекционных отделениях, думали, что у нас можно расширить коечный фонд до 700 максимум. Но когда люди стали болеть, когда госпитали стали заполняться больными, мы пошли по пути дальнейшего расширения коечного фонда. И на сегодняшний день у нас развернуто порядка 2800 мест… Мы стремимся вовремя оказать медицинскую помощь и минимизировать риск ухудшения состояния больного».
На борьбу с коронавирусной инфекцией уже выделено больше 300 миллионов рублей. Из этой суммы 25 миллионов пошли на поддержку малого бизнеса, 29 – на продуктовые наборы детям.
Отдельно Президент коснулся темы дистанционного обучения, которое назвал «катастрофой». Важно понимать: «дистанционка» – вынужденная, временная мера. Но даже в этих условиях ситуацию стараются выправить: прокладывается оптоволокно во все школы, закупается компьютерная техника. Первый-четвертый классы пока учатся в очном режиме.
Относительно вакцинации Президент подчеркнул, что она будет носить исключительно добровольный характер.
Ситуация с коронавирусом тяжело ударила по экономике страны. Главный редактор газеты «Приднестровье» Александр Карасев спросил главу государства о возможности повышения заработных плат и пенсий в будущем году.
«Есть выверенное совместное решение Президента, Правительства, Верховного Совета – зарезервировать определенные денежные средства для повышения зарплат работникам бюджетной сферы и пенсий, – ответил Президент. – Всего 160 миллионов. На какие суммы, каким группам – это работа комиссий. Пока она не завершена, говорить о выводах рано. Но то, что будет повышение, что мы планируем это повышение, – это да».
Государственного пересмотра цен в сторону увеличения платы за проезд в общественном транспорте и услуги ЖКХ в 2021 году не предвидится, «ценовая составляющая останется на уровне 2020 года». Продолжатся строительство и ремонт социальных объектов за счет Фонда капитальных вложений. За три минувшие года в этом вопросе удалось продвинуться очень далеко. Отремонтировано большое количество школ, детских садов, объектов культуры, спорта, парковых зон… На 2021 год предусмотрена реализация программы на сумму чуть больше 200 миллионов рублей.
Говорил Президент и о мерах поддержки государством молодых семей, доступном жилье, предстоящем Годе молодежи, назвав ключевой задачей привлечение к работе молодых специалистов, предоставление человеку возможности жить и трудиться на родной земле.
Глава государства выразил уверенность, что следующий год, несмотря на трудности, будет ассоциироваться у приднестровцев с движением по пути стабилизации и развития. Согражданам Вадим Красносельский пожелал здоровья, достатка и простого человеческого счастья, которое в немалой степени зависит от самоощущения.
Михаил Фернет. (Окончание в следующем номере.)