Один из неоспоримых показателей жизнеспособности общества – интерес социума к собственным корням. Ответы на ключевые вопросы «Кто мы, откуда и куда идем?» собраны на страницах историко-культурологического альманаха «Приднестровское наследие».
Феномен Приднестровья, о котором так много говорят, действительно требует всестороннего исследования как в исторической, политической, социальной, так и в культурологической проекции. Последняя стала предметом профессионального интереса директора Центра исследования культурно-исторического и духовного наследия, кандидата культурологии Николая Дымченко. По его словам, сплочение общества, укрепление основ государственности невозможно не только без определения цели и задач, национальной идеи, то есть всего того, к чему мы должны двигаться, но и без осознания членами общества своего места в истории, своей духовной и культурной природы, своего характера. Более того, только зная, откуда мы и, соответственно, кто мы, можно ответить на вопрос, к чему нам следует стремиться.
В случае с приднестровцами всё, казалось бы, предельно ясно. Наше общество, в том виде, в каком мы его знаем, изначально стало развиваться под благотворным влиянием России, русской культуры, православия, выполняющих в диалоге с другими культурами и конфессиями посредническую и миротворческую роль. Таким образом, не вызывает сомнений тот факт, что наш отчий дом – Русский мир, наша историческая Родина – Россия. И всё же ограничиваться одной только констатацией нельзя. Констатация сама по себе не ведет к глубокому познанию, невыразимому и неподдельному чувству сопричастности. Всё это возможно лишь при наличии вдумчивого подхода, интереса к краеведению, стремления поднять всё новые пласты отечественной истории, вникнуть в детали.
Развивая мысль известного православного миссионера, протоиерея Андрея Ткачева, можно сказать, что мы имеем право называться россиянами или приднестровцами только в том случае, если знаем свой край, его историю, культуру, понимаем как часть (область, район) связана с целым. Иными словами, мы должны уметь при необходимости рассказать любому собеседнику о том, как, на основе чего формировалась республика, за что мы боремся, какой прошли путь. А если надо – и экскурсию провести, представив вниманию гостей расширенный список приднестровских красот и достопримечательностей.
Самопознание делает человека сильнее, народ – непобедимым. Вот почему так важно, чтобы в приднестровской истории, в нашем историческом сознании было как можно меньше белых пятен.
«Отрадно видеть, что, вопреки всем политическим и экономическим кризисам, по-прежнему находятся люди, которые заботятся о сохранении и приумножении культурного наследия как родного края, так и всего Русского мира, – отмечает архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва в приветственном обращении. – Но ещё более радостно сознавать, что труд авторов данного альманаха не остается без читательского внимания. Ведь сохранение исторической памяти любого народа – это общая задача, которую нельзя решить трудами только ученых или политиков или какой-то иной отдельно взятой группы наших сограждан».
По мнению владыки, авторы альманаха отразили именно то, что всегда помогало нашему народу делать верный выбор и одерживать победы в самых трудных обстоятельствах: роль в их достижении каждого воина и мирного жителя, единство, любовь к своей земле, глубинные народные традиции, коллективизм и жертвенность.
Публикации в альманахе делятся по следующим направлениям: историко-культурное наследие и краеведение, социокультурная деятельность и художественное творчество, православная культура, литература и СМИ. Ряд материалов посвящен памяти протоиерея Владимира Скоробагатого, сыгравшего важную роль в сохранении и развитии приднестровской культуры и духовности. Статья самого отца Владимира «Православное образование и духовно-нравственное воспитание как доминанта общества православных педагогов «Начало» также представлена на страницах издания.
Николай Феч.