Домой Политика От «Лондона-1948» до «Пхёнчхана-2018»

От «Лондона-1948» до «Пхёнчхана-2018»

0

То, что МОК вытворяет с российскими спортсменами, всем хорошо известно, поэтому необходимости пересказывать нет. Как будут разворачиваться события, и что ещё будет придумано в отношении «олимпийских спортсменов из России», посмотрим. Кажется, что олимпийское движение рискует быть окончательно дискредитировано. Осталось нанести на него последние штрихи до полного декаданса.

Олимпийские игры современности изначально, согласно заветам Пьера де Кубертена, должны были быть удалены от политики, коммерции и «профессионализма». Если с коммерциализацией спорта, а заодно и с выступлением спортсменов-профессионалов на Олимпиадах поначалу вели нещадный бой, то политика в олимпийском движении начала уже проявляться с 1920 года – с игр в Антверпене. Организаторы не посчитали нужным пригласить на них команды из побеждённых в Первой мировой войне стран – Германии, Австрии, Венгрии, Болгарии и Турции. Заодно «забыли» и о России. Конечно же, никто бы не поехал в Бельгию. Было не до того, но это вопрос второй… Кстати, Россия, если не считать выступление в частном порядке выдающегося фигуриста Николая Панина-Коломенкина (олимпийский чемпион 1908 года), единственный раз съездила командой до революции на Стокгольмскую Олимпиаду 1912 года. Об очень скромном дебюте российские газеты писали, как о «Спортивной Цусиме».

Ситуация 1920 года почти точь-в-точь повторилась через четыре года. На сей раз, правда, неприглашённой оказалась только Германия. Кстати, следующий рецидив был в 1948 году, когда от участия в играх были отстранены Германия и Япония. Организаторы Олимпиады в Париже даже направили приглашение в Советскую Россию. Но мы тогда отказались от участия, и причина как раз была в дискриминации немецких спортсменов. Вторично уже СССР пригласили поучаствовать в играх 1932 года в Лос-Анджелесе. Дело было не в каких-то особенных симпатиях американцев к Союзу, а в том, что Олимпиада вообще находилась под угрозой срыва. Многие европейские спортсмены посчитали, что во времена всемирного экономического кризиса путешествие за океан – слишком дорогое удовольствие. Кстати, на этих играх были две жертвы «коммерциализации спорта» – оба бегуна. Вина одного из них, финна Пааво Нурми (9-кратный олимпийский чемпион на разных дистанциях), как раз и состояла в том, что ему проспонсировали поездку в Лос-Анджелес. Второй пострадавший – француз Жюль Лядумег (призёр прошлой Олимпиады и рекордсмен мира на дистанции 1500 метров), которого уличили в фотосъёмках для рекламы. Сегодня и то, и другое – обычное дело. Никто за это больше не карает. Но вернёмся к участию в Олимпийских играх советских спортсменов. В США мы тогда не поехали, объяснив свой отказ отсутствием дипотношений между нашими странами. Судя по всему, таким был бы ответ и в 1928 году, но приглашение нам из Амстердама тогда не пришло. Не пожелали нас видеть и в Берлине в 1936 году, но мы бы и сами туда не поехали, по понятным причинам. Кстати, берлинские игры были первой бойкотируемой Олимпиадой. Особо кощунственно было приглашение на них испанских спортсменов, когда немецкие лётчики из легиона «Кондор» утюжили испанские города. Не приехала и ирландская делегация. Официальные представители Эйре (Ирландии) свой отказ никак не объясняли. Зато отдельные спортсмены из разных стран прямо заявили, что не участвуют в играх из-за неприятия нацистской идеологии. Бойкоты как целыми сборными, так и командами в отдельных видах спорта и спортсменами в индивидуальном порядке затем продолжались с завидной периодичностью, впрочем, как отстранение от игр тех или иных стран.

Принято считать, что впервые СССР послал свою делегацию на летние игры в Хельсинки в 1952 году. Не совсем так. Впервые мы на Олимпиаде побывали в 1948 году в Лондоне, правда, тогда это была не команда спортсменов, а делегация тренеров. Мы провели своего рода «разведку». Повторно «спортивным шпионажем» наши специалисты занимались на зимней Олимпиаде-52. Вывод, который сделали тогда специалисты: в летних играх мы можем побороться за первое место в неофициальном командном зачёте с американцами, а вот со «снегом и льдом» ещё стоит обождать… Кстати, принимали СССР в МОК в 1949 году со скрипом. Не все там хотели его видеть. Заявка была подана уже после знаменитой Фултоновской речи Черчилля, ознаменовавшей начало «холодной войны», но оснований отказать не было никаких. Тогда ещё соблюдались хоть какие-то внешние приличия. Единственный раз с 1952 года, когда мы пропустили игры, был 1984 год. Тогда мы ответили бойкотом на бойкот Московской Олимпиады американцами. Официальная версия того, что советские спортсмены, а также атлеты из целого ряда соцстран (соцлагерь там представляли лишь румыны, югославы и китайцы) не поехали в Лос-Анджелес, – неспособность американских властей обеспечить их безопасность. В неофициальном командном зачёте тогда первенствовала с огромнейшим отрывом сборная США. На закрытии Олимпиады один из американских телекомментаторов решил поязвить, поблагодарив тогдашнего Генсека КПСС Константина Черненко за вал завоёванных олимпийских медалей. Что же касается игр в Москве, то некоторые страны, официально бойкотировавшие Олимпиаду-80, на ней были представлены. Причём многие достаточно крупными и по-спортивному мощными командами. Например, итальянское правительство запретило лишь участие в играх спортсменам из числа военнослужащих. США категорически не пустили на Олимпиаду своих атлетов. Наиболее цинично поступили власти ФРГ, которые заявили: «Хорошо, езжайте, но после этого на спорт из госбюджета не будет потрачено ни пфенинга». Блефовали, конечно, но блеф прошёл… Стоит особо отметить роль в бойкоте «Москвы-80» Мухаммеда Али. Он вызвался стать своего рода агитатором в африканских странах. Кое-где его бойкотная миссия увенчалась успехом, а кое-где ему прямо было заявлено, что его турне по «чёрному континенту» вовсе не вяжется со статусом великого спортсмена. Большинство делегаций из официально отказавшихся от участия стран на открытии прошли под олимпийским флагом. Но были и два исключения. Испанцы использовали тоже белое полотнище, но с эмблемой своего НОК. Аналогично поступили и новозеландцы, и их полотнище оказалось из-за своей необычности в центре внимания. Посланники из этой далёкой страны прошли под чёрным флагом с олимпийскими кольцами и белым пером нелетающей птицы киви (национальный символ). Таков флаг новозеландского НОК. Нечто подобное могли бы предложить и российским олимпийцам.

А ведь это далеко не первая акция, направленная против наших олимпийцев (имеются в виду и российские, и советские). Ещё в далёком 1956 году Швейцария, Нидерланды и Испания призвали бойкотировать игры в Мельбурне из-за участия в них советской сборной. Причина – венгерские события. На призыв никто не откликнулся, а в советских газетах появилась очередная серия карикатур на Франко. Повторно мысль о бойкоте Олимпиады из-за «агрессивности» Советского Союза возникла в 1968 году. Но тогда за это высказывались разве что самые «демократистые» демократы, почему-то не замечавшие того, что творят Соединённые Штаты во Вьетнаме. Кстати, в 1956 году только-только закончилась корейская война…

Сергей Стелемах.

Exit mobile version