Во второе воскресенье июня профессиональный праздник отмечают работники лёгкой промышленности. В его преддверии управление профобразования минпроса решило провести круглый стол.
В приветственном слове участникам этого мероприятия было подчеркнуто, что лёгкая промышленность – ведущая отрасль народного хозяйства республики, продукция которой узнаваема во многих странах мира. Звучали слова благодарности работникам предприятий, оперативно переключившим производство на пошив масок для населения и защитной спец-одежды для медиков. На этом, правда, позитив и закончился. Дальше приводились статистические данные о незанимаемых в течение нескольких лет вакансиях на швейных и обувных предприятиях и о том, что подготовка кадров не поспевает за их текучкой. Сентенция «не хочет молодёжь получать рабочие профессии» проходила рефреном через весь круглый стол.
Кто-то может сказать: платите больше, и отбоя от молодёжи не будет. Показателен в этом плане пример ООО ТПФ (торгово-промышленная фирма) «Интерцентр Люкс». По словам директора по развитию производства Бориса Кичука, зарплата представителей рабочих профессий на предприятии сейчас от пяти до семи тысяч рублей. Даже модератор круглого стола – начальник управления профобразования минпроса Людмила Тануркова призналась, что у неё зарплата куда ниже. Согласны в «Интерцентре Люкс» сами брать учеников, выплачивая им стипендию. Готовы и доплачивать столько же тем, кто захочет учиться по дуальной системе в каком-нибудь учебном заведении с систематической практикой на предприятии. Сейчас для «Интерцентра Люкс» готовят 15 «дуальщиков». «Платят 1400 рублей стипендии, но оказывается, что сейчас и за 1680 не хотят учиться», – заметил директор по развитию производства «Интерцентра Люкс». При этом была высказана мысль, что дело не в деньгах, а в престижности профессии.
К слову, насчёт стипендий. На «круглом столе» упоминалось, что профильное министерство уже выходило с предложением повысить стипендии для обучающихся по некоторым специальностям, представляющим особый интерес для государства, но непопулярным среди потенциальных абитуриентов. Но инициатива минпроса, по словам Людмилы Танурковой, застряла в минфине.
Если рассматривать в качестве примера движения кадров отдельное предприятие, то по уже упомянутому «Интерцентру Люкс», была приведена статистка. Согласно ей, собственными силами непосредственно на двух фабриках фирмы (в Тирасполе и Дубоссарах) в 2016-2018 годах подготовили 72 работника. А в 2019 году уволилось 30 человек. На следующий год – ещё 65. Причём выход на пенсию составляет лишь 14-15% от всех причин увольнений. Приняли же на работу в 2020-м только 45 человек. Здесь, к слову, сделали акцент на том, что это не молодёжь, а уже опытные работники. Было подчёркнуто, что специально предприятия друг у друга кадры не переманивают. Действуют негласные моральные отраслевые законы. Но если человек ушёл с одного предприятия и через некоторое время пошёл устраиваться на другое, то его берут, что называется, с руками и ногами. Но это не приток кадров, а их переток, который не решает проблему ни на конкретном производстве, ни в отрасли в целом.
Мы достаточно часто пишем о дуальном образовании, но всё же напомним, что его ещё называют практико-ориентированным, потому что 30% приходится на теорию и 70% – на практические навыки, которые приобретают непосредственно на предприятии. В нашей республике пионером здесь выступило как раз предприятие лёгкой промышленности – ЗАО «Одема» им. В. Соловьёвой, о чём во время работы круглого стола напомнила министр просвещения Алла Николюк. В декабре 2017 года это швейное предприятие заключило соглашение о подготовке кадров для себя на базе Тираспольского колледжа бизнеса и сервиса (нынешний Приднестровский колледж технологий и управления) по дуальной системе. Шло обучение как будущих работников с начальным профессиональным образованием (рассчитано на три месяца), так и по программе среднего со сроком обучения 2 года 10 месяцев. Последнее и не понравилось представителям предприятий, принявшим участие в круглом столе. Говорили, что это слишком много, ибо ситуация на рынке может поменяться, и подготовленные специалисты окажутся не у дел. С другой стороны, недоучки, умеющие только нажимать определённые кнопки на конкретном оборудовании, никому не нужны. Тем более, что техника в нынешние времена устаревает очень быстро. Здесь придётся минпросу и предприятиям или, как их называют, «социальным партнёрам», искать точки соприкосновения.
Не уйдёшь в этой проблеме и от COVID-19. По словам директоров Приднестровского колледжа технологий и управления Оксаны Дениченко и Бендерского торгово-технологического техникума Ольги Шатохиной, на процесс подготовки по дуальной системе заметно повлияла пандемия коронавируса. В прошлом году не удалось обеспечить практику на предприятиях. Более того, не набраны группы по нескольким специальностям. Последнее уже нельзя списывать на пандемию. Просто не было желающих. Людмила Тануркова посетовала, что выделено двести бюджетных мест для подготовки рабочих кадров только для лёгкой промышленности, а желающих учиться нет…
Говорили, участники круглого стола, что методы профориентационной работы устарели. Хотя утверждавшие это не привели сколько-нибудь весомых доказательств. Наоборот, шла речь о необходимости проведения экскурсий для школьников на предприятия, чтобы они сами взглянули на производство и убедились, что цеха предприятий – это не жуткое место из компьютерных «стрелялок». Разве экскурсий на предприятия не было в советские времена? Вспомнили и учебно-производственные комбинаты (УПК), которые прививали старшеклассникам начальные профессиональные навыки в той или иной специальности. Вот уж воистину, всё новое – порядком надоевшее прошлое. Чего стоят только воспоминания об институте наставничества? Его сейчас предлагают как движущую силу в дуальном образовании. А ведь под самый конец Советского Союза над ним вовсю издевались. Популярной была песенка об «Иване Ильиче, наставнике молодых». Теперь же, оказывается, наставников молодых надо поощрять и морально, и материально. Вспомнили на этом круглом столе, что в советские времена было даже почётное звание «Заслуженный наставник». Приводился и зарубежный опыт наставничества на примерах ФРГ и Финляндии. Но, как сказала проректор по учебной работе института развития образования и повышения квалификации Ирина Кравченко, есть масса специальной литературы, где приводятся разные определения слову «наставничество», но нет ни одного приднестровского нормативного акта, где бы давалось соответствующее ему юридическое понятие. Поэтому, ввиду того, что есть установка «наставники на предприятиях при прохождении учащимися практики должны быть», в их роли зачастую выступают хоть и очень компетентные люди, но уже давно (или вообще никогда) не работавшие на «конвейере». Замдиректора по управлению персоналом ОАО «Флоаре» Марина Кудлаенко заметила, что и ей (вместе с главными инженером, энергетиком и механиком) пришлось исполнять роль наставницы. Ведь оторвать для этого от производственного процесса человека, который в нём непосредственно задействован, невозможно. Проблемы услышаны и взяты «на карандаш». Это ещё раз доказывает пользу от такого рода мероприятий.
Кстати, досталось и средствам массовой информации. Высказывалось мнение, что масс-медиа мало внимания уделяют PR рабочих специальностей. Может, кого-то и можно упрекнуть, но только не нашу газету. Мы постоянно уделяем внимание этой теме. Кое-что из высказанного мы учтём в будущем в дополнение к нашим собственным идеям по «раскрутке» тех или иных профессий.
Кирилл Нефёдов.