4.7 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

О поцелованном фотографе Жанне Головачевой

«Каждый раз, когда отдаю свою работу, мне немного грустно. Будто я закрываю любимую книгу, которую так  интересно было читать. Ведь я с вами дольше, чем один день съемки… Я с вами долгие дни подбора цвета, коррекции света, ретуши. Я часто улыбаюсь, когда делаю свою работу. Вы все такие разные, такие удивительные, ласковые, нежные, очень вежливые, дерзкие, сумасшедшие, непоседливые. И очень часто — какие-то родные. Не знаю, на сколько процентов я оправдываю ваши ожидания, но этим постом я просто хочу сказать вам «спасибо». Спасибо, что вы приходите ко мне. Спасибо, что доверяете. Может быть, я закрываю вашу книгу, чтобы когда-нибудь открыть ее снова…»

     Ваш фотограф Жанна Головачева.

 

Недавно мы отметили профессиональный праздник людей, без труда которых сегодня не обходится ни одно важное событие в жизни человека. Радостное, трогательное, торжественное, фееричное, нежное – событие. Мы, журналисты, пишем историю (страны ли, семьи ли) словами. Фотографы делают то же самое – кадрами. Мы, журналисты, можем ободрить, подарить комплимент, заставить поверить в себя – словами. Фотографы делают то же самое – снимками. Сегодня тех, кто называет себя фотографами, достаточно много. Тех, кто является фотографами на самом деле, намного меньше. Тех же, кто поцелован Богом, – единицы. Можете соглашаться со мной или нет, но одной из таких – поцелованных – считаю фотографа Жанну Головачеву. Тех, кто с ней еще не знаком, сегодня познакомлю – этим интервью. Немного авансирую. Оно получилось редким, умным, живым, абсолютно завораживающим. Настолько, что в процессе совершенно забыла, что я «на работе».

 

С Жанной до интервью мы виделись всего несколько раз в жизни и всегда мельком. Но эти «мельком» были теплыми, а Жанна настолько радостной, что встречи я запомнила очень хорошо. И, знаете, это была радость не потому, что зашкаливают эндорфины, а умная, наполненная осознанной гармонией и любовью ко всему окружающему. Шли годы. Работа, дела, заботы. И сквозь них отовсюду с некоей периодичностью ко мне приходили новости, слухи, отзывы, фотографии, комментарии, говорящие о Жанне Головачевой как о суперпрофессионале с редким приятным бонусом – невероятно большой и чуткой душой. И сегодня, когда планировался материал ко Дню фотографа, разве могла я не попросить ее, именно ее, об интервью? Интервью для себя (потому что эта личность мне интересна), интервью для вас (потому что тот, о ком рассказывает с любовью журналист, как правило, интересен и читателю).

Сегодня нас окружает так много фотографий и фотографов. Можно выбрать на любой вкус. Но все ее фото особенные – так или иначе, они о любви. Нет, не иначе – точно, о любви! Они пропитаны ею. Намекают на нее. Кричат о ней! А что может быть в жизни важнее этого – любви?! К родителям, к супругам, к детям, к природе, к огромному миру, в том числе и своему, внутреннему. И Жанна права – мгновения любви достойны быть запечатлены в памяти самой Жизни. В нашей с вами памяти. Именно они. Только они.

– Конечно, первый вопрос: с чего все начиналось у тебя? Неужели с детства, с любительской фотографии? Или намного позже, когда встал вопрос о выборе профессии?

– Моя любовь к фотографии началась давно. С моих 8 месяцев. Шучу. У меня просто есть фото, где я помогаю маме – держу крышку от объектива. Спасибо ей за то, что у меня так много детских фото. И огромное спасибо за то, что, может быть, нечаянно, но именно моя мама привила мне любовь к фотографии. Кто не помнит, как в детстве в темной ванной комнате вы закрывались и химичили с проявителями, закрепителями… Я просила родительский пленочный «Зенит» и водила подружек на прогулки, «ставила» кадр, говорила им, что нужно делать, давала задания… Сейчас это называется постановочным репортажем. Потом забросила. Не до фотографии было. Окончила школу, поступила в университет, тогда решила, что буду журналистом… А мир потихоньку менялся, на рынок пришла цифровая техника, с которой я совершенно не умела обращаться. Ближе познакомиться с ней помог мой муж. Он всю мою дорогу толкает меня вперед и помогает в любом моем проекте. Это мой главный советник. И критик. Через несколько лет после окончания факультета журналистики и работы по специальности я поняла, что надо выбирать. Снова поддержал муж. А окончательно определиться помогло рождение дочери. Почему-то именно после этого важного события все и встало на свои места.

– А теперь вопрос не о фото. Может, слегка сумбурный переход, но все же… Поговорим о тебе: кто ты? Какая ты? Что любишь? Чем живешь? Кто тебя окружает?

– О себе говорить мне как-то странно… Могу только выделить, что всегда очень любила и до сих пор люблю людей. Это мой источник вдохновения. Кто-то фотографирует предметы, животных, а я только людей. Мне всегда нравилось подчеркивать, насколько человек красив. А если он недоволен своей внешностью, мне еще интересней, ведь я могу доказать обратное. Мне нравится следить за реакцией людей при отдаче фотографий. Для меня это наивысшая благодарность – неподдельные, настоящие эмоции. Я верю, что в какой-то степени фотография лечит, придает силы и уверенность в себе.

А чем живу? Главное в моей жизни – семья. Ей посвящается основное время. Пытаюсь быть хорошей мамой. Не могу сказать, что мне всегда это удается. Но я стараюсь. Надеюсь быть и другом, и родителем в одном лице. И передаю дочке приветы в будущее с помощью фотографий и записей, мини-рассказов о нашей жизни, пока она такая маленькая. Я уверена, через несколько лет ей будет интересно почитать и посмотреть. У меня есть друзья-видеографы. Мы с ними большие любители таких посланий.

Меня вообще окружают замечательные люди. У каждого чему-то учусь. Стараюсь жить согласно внутреннему кодексу. И слушаю свое сердце. Когда не знаю, как поступить, всегда окунаюсь внутрь себя и стараюсь быть с собой предельно честной. Тогда приходят ответы. Все становится ясным и понятным. Вообще, честность многое решает. Мне кажется, мы слишком легко погружаемся в суету и отвлекаемся от главного, теряем способность слышать себя. Надо ее возвращать.

– Кому ты показывала свои первые фотографии? Кто стал первым критиком? 

– Мой главный критик  – мой муж. У него прекрасное чувство вкуса.

– Сегодня быть фотографом модно. Согласна? Популярная профессия. Многие считают, что стоит обзавестись приличной камерой и можно в дело. Так ли это, по-твоему?

– Я не знаю, модно быть фотографом или нет… Мне кажется, сейчас фотографов настолько много, что это уже модой не назовешь. Не отвлекаюсь на то, что модно. Я просто делаю свое дело. У каждого свой путь. Пусть каждый сам для себя решает, что для него важно. Но понимать надо одно: мало закончить фотокурсы и публиковать свои снимки в Интернете. Нужно постоянно оттачивать свое мастерство: книги читать, ходить в картинные галереи, смотреть хорошие фильмы, работы других фотографов, чтобы шлифовать понимание цвета, света, композиции и т.д. И постоянно практиковать. С практикой приходит основное понимание того, что ты делаешь. Чем больше практики, тем выше уровень.

– Как удается справляться с немалой конкуренцией? Ощущаешь ли ты ее, или уже есть свои наработки, свои клиенты, которых достаточно?

– Конкуренция есть, и это нормально. Каждый занимается своим делом в своем стиле и важно понимать, что на любую предложенную услугу найдется желающий.

– Есть такие коллеги, с которыми ноздря в ноздрю, которые подстегивают быть лучше, профессиональнее, постоянно учиться и совершенствоваться?

– Постоянно расти, учиться и совершенствовать свои навыки подстегивают не коллеги, а какое-то внутреннее чувство. Оно подсказывает образы, идеи и не дает покоя, пока не будет реализован проект.

– Профессиональная зависть – существует такое в твоей жизни?

– Зависть – в принципе, чувство плохое. От него нужно срочно избавляться, если оно у кого-то есть… Думаю, оно отвлекает от развития. Нужно не завидовать, а работать над собой, уметь признавать чей-то талант, мастерство. Есть много фотографов и их работ, до которых мне далеко, но это вызывает во мне лишь восхищение.

– Фотография, по-твоему, непременно должна изображать красивое: красивых людей, красивую природу, красивые мысли? Какой должна быть фотография, чтобы привлечь твое внимание?

– Фотография должна быть, на мой взгляд, разной. Там может быть боль, тоска, одиночество, любовь, счастье, безудержная радость. Там может быть всё. Всё, что характеризует нашу человеческую природу, однако пропущенное через внутренний кодекс морали фотографа. А иначе нельзя. Моя фотография – она о мужчинах и женщинах, о трепетных чувствах между ними, о доверии друг другу, об уважении, о полном единении, о каком-то внутреннем полете, о красоте отношений, о любви, одним словом.

– Что, кого любишь больше всего фотографировать? Постановочные кадры или случайные, репортажные нравятся больше?

– Не существует чистых жанров. Что лучше? Постановочный репортаж или репортажная постановка (улыбается)? Это не мои слова. Их автор – австралийский фотограф Ирвант Заназанян. Мне нравится «настоящесть». Это самый важный критерий. Я не люблю губ, сложенных уточкой, и вульгарных поз, я не стану снимать то, что не отвечает моему внутреннему цензору. Я скорее скажу вам: «Давайте попробуем как-то иначе». Я уважаю тех, кто ко мне приходит, но вношу свою лепту, свои взгляды и свое мировоззрение в итоговую картинку. А разве может быть как-то иначе? Тот же Бьюссинк сказал как-то: мы фотографируем себя…

– Когда фотографируешь людей, чего ждешь от них и от снимков, какими должны получиться кадры?

– Когда фотографирую людей, ничего от них не жду. Просто растворяюсь в моменте. Забываю о времени. Муж всегда напоминает о том, что пора закругляться. Если вижу, что люди ждут от меня каких-то подсказок, помогаю, советую. Как правило, для меня съемки проходят, как говорится, на одном дыхании. Мне нравится картинками рассказывать маленькое кино. И радостно, что через несколько десятков лет эти картинки вызовут какие-то эмоции  у тех, с кем я работала. Включится Машина Времени, и люди снова наполнят свою внутреннюю копилку важными событиями своей жизни. Когда вы повзрослели, разве вам не было интересно посмотреть, какими были ваши родители в молодости? Мне было очень интересно. Это и есть мои приветы в будущее. Это история. Это ваша семья. А что может быть важнее?

– Как раскрепостить такого зажатого и совсем не артистичного человека, как я, если он вдруг пришел к тебе на фотосессию? Как вообще работается с людьми, ведь все такие разные…

– Все люди очень разные, конечно. У многих блоки, установки, мол, я некрасивый и совсем не фотогеничный, «не умею получаться на фото». Я отвечаю улыбкой. А дальше идет просто общение, во время которого я делаю свою работу. И вижу, что некрасивых людей не бывает. Надеюсь, вы это и сами видите.

– Различаешь коммерческое, заказное фото от фотографического искусства?

– Да, есть разница между коммерческим фото и фотографией другого плана. Изначально у них разные цели и задачи. Важно понимать, для чего вы что-то делаете. Скажу только, что один из фотографов, к которому я ездила учиться, Дан Хечо, говорил нам так: «Если у вас нет бесплатных проектов, вы не будете расти, потому что заказная фотография ограничивает вас в определенной степени, а бесплатные проекты развязывают вам руки, больше позволяют творить».

– Извечный вопрос: цветное или черно-белое?

– И цветное и черно-белое (смеется). Все люблю очень. Однако важно понимать: не каждому кадру подойдет цвет. Или наоборот. Тут нужно чувствовать.

– Какое на сегодняшний день твое самое дорогое фото, сделанное тобой?

– Отвечу несколько иначе… Какой самый дорогой для меня снимок? Это кадр, сделанный моим мужем, когда я приехала из роддома не одна. Кадр, где я склонилась над моим Чудом. На фото дочка спит после кормления. Вообще хочу сказать, что у меня мало фотографий со мной… Я всегда за кадром. И я отчетливо ощущаю, что именно там мое место. Самые дорогие сердцу снимки – фотографии моей семьи.

– Как относишься к тому, что многие сегодня не распечатывают фотографии, а хранят их на всяких носителях: дисках, флэшках…?

– О хранении фотоархивов скажу, что, по моему мнению, нет ничего лучше фотокниги, потому что там важные моменты без слов… И это память. Память семьи. Особенно, если вы помещаете в книгу кадры детей. Это как будто сказать сквозь годы – посмотри, как мы тебя любим! И неважно, сколько тебе будет лет. Мы всегда будем любить тебя…

– Сегодня в каждой семье есть фотоаппарат – лучше или хуже. Почему все же стоит порой нам, простым людям, обращаться к профессиональным фотографам за помощью, по-твоему?

– Да, сегодня почти в каждой семье есть цифровая фото- и видеотехника. Это хорошо, потому что вы всегда можете сфотографировать своего малыша, например. И вы уже сохранили историю. Но у этой медали есть и обратная сторона. Ленты в соцсетях зачастую пестрят картинками на тему: что я ел сегодня на завтрак-обед-ужин, бесконечные селфи по поводу и без… Конечно, это выбор каждого. Но чувство вкуса нужно развивать. Вообще фотограф – это ответственно, потому что когда вы приходите и просите снять какое-либо важное событие, вы должны понимать, что оно будет рассказано через призму другого человека, то есть глазами фотографа. Поэтому выбор специалиста, который будет проживать с вами значимые моменты, очень важен.

Профессионалы могут рассказать о вас красивую фотоисторию, работая над всем, что попадает в кадр. Но опять же – если вам это действительно нужно.

– О чем сегодня мечтает девушка, жена, мама, фотограф Жанна Головачева?

– О мечтах лучше молчите. Тогда они быстрее и качественнее реализуются.

 

Татьяна

Астахова-Синхани.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив