О марках можно рассказать много интересного. Но сначала несколько слов об истории их коллекционирования, о происхождении самого слова «филателия».
Когда-то в Греции на письмах делалась специальная отметка – «теллос», говорящая о том, что посылка уже оплачена и свободна от поборов. Этот знак и стал прообразом всех современных марок. Отсюда и слово «филателист» – «любящий знаки оплаты».
В привычном для нас виде марки впервые появились в Англии в 1840 году. Нужно сказать, что в отличие от многих других изобретений при создании первой марки сразу были найдены удачная форма, размеры и способ ее прикрепления к конверту, хотя печатники сразу столкнулись с немалыми трудностями. Позже появились перфорационные машины, с помощью которых каждая марка в листе оказалась окруженной рядом маленьких отверстий (перфорацией), что весьма облегчило отделение их друг от друга. И новые методы печати были освоены.
По примеру англичан в течение одного десятилетия, с 1840 по 1850 год, марки начали выпускать во Франции, Австрии, США и во многих других странах Европы и Америки. Образец первой русской марки десятикопеечного достоинства окончательно утвержден был в октябре 1857 года. Первый русский знак почтовой оплаты – прямоугольная марка без зубцов с изображением государственного герба в голубом овале на фоне мантии, увенчанной короной. В обращение марки были введены 1 января 1858 года. Одна из первых советских марок – рабочий, попирающий поверженного дракона.
В первые годы существования почтовых марок филателисты приклеивали их к альбому или тетради клеем, обрезали зубцы (очевидно, полагали, что они портят общий вид), а один из первых торговцев марками прибивал их гвоздями к доскам и так выставлял для продажи. Уже в этот период появлялись увлеченные люди, которые собирали коллекции, тщательно изучая каждый вновь приобретенный экземпляр почтового знака. Самые первые коллекционеры марки не покупали, а снимали с конвертов, однако идиллия продолжалась недолго. Уже в пятидесятых годах XIX века появляются торговцы марками, создаются фирмы. Старейшая из них английская фирма «Стенли Гиббонс» существует 150 лет. Постепенно торговля марками расширяется, цены на коллекции растут. Сейчас насчитывается до 250 почтовых выпусков, каждый экземпляр которых стоит немалых денег. Почтовая марка, например, Британской Гвианы 1856 года, сохранилась в единственном экземпляре, оценивается в сотни тысяч долларов, находится под постоянной охраной за бронированным стеклом на выставке в Лондоне.
И у нас в Приднестровье выпускаются свои почтовые марки. Их разработкой занимается ГУП «Издательство «Марка Приднестровья». Марки «ходят» по нашей республике, ими охотно пополняют свои коллекции филателисты Молдовы, Украины, России, европейских государств. Почтовые знаки высоко ценятся как специалистами, так и увлеченными таким собирательством людьми. В столице работают два магазина «Филателия», в дни спецгашений выпусков новых почтовых знаков собираются филателисты из многих мест республики, зачастую из Кишинева, Одессы. Филателисты любуются, обмениваются ими, мечтают о новых находках… Хочется, чтобы таких увлеченных, особенно среди молодых людей, было больше.
Больше и лучше о марках Приднестровья читателю расскажут сотрудники «Издательства «Марка Приднестровья». А в субботу в Тираспольском объединенном музее ГУП «Издательство «Марка Приднестровья» проводит презентацию и спецгашение новой серии почтовых марок «Тирасполь, 1919 год». Начало – в 10.00. Приглашаются все желающие.
Александр БОРИСОВ.
На фото: Первые марки ПМР. 1993 г.