Домой Общество Панель зашкаленных приборов

Панель зашкаленных приборов

0

В минувшую пятницу в Тирасполе прошёл межрегиональный форум «Приднестровье-Россия: Пути и возможности сотрудничества» с участием представителей администраций и представительных органов ряда регионов России.

 

 

В рамках работы форума было заключено соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленными палатами Приднестровья и Калининградской области. И.о. заместителя председателя правительства Калининградской области Алексей Силанов подчеркнул: «Я думаю, что в рамках проходящего форума мы неоднократно будем обсуждать вопросы, связанные с интеграцией экономики Приднестровской Молдавской Республики и России, развитие двусторонних связей не только в плане экспорта, но и в части создания российских предприятий, которые могли бы работать на территории Приднестровской Молдавской Республики, решая тем самым вопросы развития экономики». Также было подписано соглашение о взаимодействии между Верховным Советом ПМР и законодательным собранием Иркутской области.

Кроме того, были сделаны совместные заявления о намерении развивать связи между Приднестровьем, с одной стороны, и Брянской и Калининградской областями Российской Федерации – с другой, а также подписаны меморандумы о намерениях сотрудничества между городскими и районными Советами административных единиц Приднестровья и гордумами Смоленска, Воронежа, Калининграда, Иркутска и Калуги. «Я очень сожалею, что распался Советский Союз, но сближение с приднестровским краем – это, наверное, ростки новой России. Мы за это короткое время (делегация из Иркутской области в Приднестровье уже находится два дня. – Прим. ред.) побывали на нескольких предприятиях. На основе этих посещений выработалось решение подписать рамочное соглашение о долгосрочном сотрудничестве и выстраивании партнёрских отношений. Я уполномочен от города Иркутска подписать это соглашение. Юрий Григорьевич (Юрий Кара – председатель Бендерского Совета народных депутатов. – Прим. ред.) обозначил продвижение продукции через Восток. На самом деле проект шёлкового пути «Азия-Европа» лежит через город Иркутск. Это соглашение очень перспективное», – отметил, выступая на форуме, заместитель председателя Иркутской гордумы Александр Ханхалаев.

В свою очередь заместитель губернатора Брянской области по экономике, промышленности, транспорту и связи Михаил Кобозев отметил: «В Брянской области, как и в общем по России, раскрылись ниши внутреннего рынка. Есть программа импортозамещения. Вот куда вам надо заходить. Я не вижу на Брянщине продукции вашей республики. Мы готовы принять её с удовольствием и будем оказывать вам всяческую помощь по продвижению вашей продукции на рынки Российской Федерации». При этом замглавы Брянской области заметил, что уже в этом месяце там ждут приднестровскую делегацию. Здесь стоит напомнить, что во время своего недавнего визита в Приднестровье вице-премьер России, Спецпредставитель Президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин во время брифинга по окончанию встречи с Евгением Шевчуком заявил, что приднестровско-российские отношения будут более эффективными, если будут развиваться на уровне «Приднестровье – российский регион». Поэтому заключение, как своего рода пролог в данном направлении, соглашений о сотрудничестве между Верховным Советом и представительными органами российских регионов имеет очень важное значение.

Вот только организаторы форума с приднестровской стороны (партия «Обновление») несколько испортили впечатление от этого мероприятия. Оно было сведено к типичной предвыборной акции с намерением показать свою пророссийскость. Во-первых, после открытия и приветственных слов участников форума в его рамках прошла «Дискуссия по актуальным проблемам развития межрегионального сотрудничества в области экономики, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, социальной сферы». Наверняка Вы, уважаемый читатель, до сих пор имели представление о том, что такое дискуссия. Вы думаете, что это спор? А вот и нет. Как оказалось, это не связанные друг с другом выступления заведомо назначенных организаторами «спикеров», чьи спичи соединяет модератор. Модератором выступил председатель комитета Верховного Совета по развитию промышленности и предпринимательства Виктор Гузун, который посетовал на то, что по сравнению с Россией, где на долю малого и среднего бизнеса приходится 20% ВВП, в Приднестровье – только 10%.

Примечательно, что на пресс-конференции руководства Верховного Совета 31 августа был задан вопрос о том, что парламент больше уделяет внимание крупному бизнесу. Тогда во время развернувшейся между журналистами и депутатами небольшой дискуссии слово как бывший спикер парламента взял Михаил Бурла, сказавший: «Я работал с разными категориями – от очень мелкого до очень крупного бизнеса. Крупный бизнес, как никто другой, заинтересован, чтобы был нормальный налоговый климат, чтобы были нормальные условия ведения бизнеса. Мелкий бизнес рискует малыми суммами, а крупный бизнес всегда рискует огромными суммами… Возьмите любую страну. Скажите, вам сколько представителей мелкого бизнеса известно из ФРГ или Южной Кореи? В любой крупной стране, запомните и прочитайте, это подтверждается всей статистикой, лицо страны определяет крупный бизнес. Везде крупные компании доказали, что могут быть системообразующими в любой экономике, и они определяют лицо государства во внешнем мире… Не надо говорить, что мелкий бизнес всё решит, а крупному бизнесу скрутим голову. Это неправильный подход».

Но вернёмся на форум. В начале своего модераторствования Виктор Гузун употребил для «дискуссии» слово «панель». Можно, конечно, было употребить приевшуюся за последние годы «площадку» или ещё более привычное «поле». Но представим, что это «панель приборов». В этот день они явно зашкаливали. Десант из «Единой России» приехал в «субтропическо-лимонное» Приднестровье (не смейтесь, российские гости в своих выступлениях сказали и о субтропическом климате нашей республики, и том, что на прилавках российских магазинов нет приднестровских цитрусовых), не имея ни малейшего представления о том, куда он высадился. Кое-кто честно признался, что и не знал досель, где эта местность вообще находится. А поэтому можно было в преддверии начала президентской избирательной кампании (началась 11 сентября) навязывать российским гостям основные тезисы своей предвыборной программы. Первый понятен – мы за и «заее», чем кто-либо, за Россию. Второй – во всех бедах Приднестровья виноват исключительно Президент и его окружение, и не дай Бог кому-нибудь с ними иметь дело… И вот тут они уже не обращали внимания на зашкаленные стрелки спидометра и тахометра и продолжали давить на акселератор. Первым, как и полагается по статусу, начал гонку спикер парламента. Говоря о сократившемся приднестровском экспорте в Россию, Вадим Красносельский в своём приветственном слове участникам форума заявил следующее: «В текущей политической полемике в нашей республике стал звучать тезис о том, что хозяйствующие субъекты Приднестровья должны сами решать свои проблемы, возникающие в сфере внешнеэкономической деятельности. На мой взгляд, это несостоятельная парадигма. Разве можно представить, чтобы такие ключевые для российского государства корпорации, как «Газпром», «Роснефть», «Росатом» и многие другие бизнес-структуры, не получали бы поддержку государства на международной арене и разумную защиту на внутреннем рынке России? Конечно же, нет».

Да, во время своей пресс-конференции 30 августа Президент ПМР Евгений Шевчук сказал: «Очень интересная история с кризисом ГСМ. Значит, вот у нас, к примеру, нет валюты – не будем завозить и так далее. У нас нет лицензии, и вся история. Хочу сказать гражданам, что все это выдумки. Потому что экономический агент должен сам в тех условиях, которые формируются, – негативные они, позитивные – искать способы и методы доставки товара для реализации на территории республики, если он хочет находиться на этом рынке. У нас были наработаны традиционные системы поставок ГСМ. Да, некоторые наработки связаны с тем, что у нас ГСМ шли через Украину. Молдавия вместе с Украиной начали менять нам транспортные потоки и каналы поставок. Это сложности, проблемы, производные, в том числе от нашего непризнанного международного статуса. Но это не означает, что мы должны оставаться без ГСМ внутри государства».

Интересно получается: говорил Вадим Красносельский о российских предприятиях с государственным участием, а подразумевал частное приднестровское, до недавних пор являвшееся монополистом во многих сферах. И если бы оно не перестало быть таковым в области торговли продуктами питания и ГСМ, то действительно республике бы грозил и продовольственный, и топливный кризис. Вот только не понятно, причём тут экспорт в Россию.

Наиболее ясно на форуме картину с падением приднестровского экспорта в Российскую Федерацию обрисовал вице-президент Торгово-промышленной палаты Приднестровья Юрий Ганин. «Ещё в 2006 году (до перекрытия Молдовой и Украиной приднестровского экспорта. – Прим. ред.) доля экспорта в Российскую Федерацию составляла 43% от общего экспорта, и это было примерно около 400 миллионов долларов. В прошлом году объём экспорта составлял всего около 50 миллионов – это несколько больше 8%. Мы с вами за 10 лет, с точки зрения статистики, достаточно сильно отдалились друг от друга. Торговля с Европейским союзом стабильно занимает 30-35%. Наши западные партнёры из этого делают такой глобальный вывод (как оказалось, не только западные партнёры. Но и некоторые политические силы внутри Приднестровья. – Прим. ред.), что Приднестровье движется на Запад. Но я думаю, что никто не сомневается в том, что в любом случае наши сердца обращены на Восток, наши надежды связаны с Востоком, и статистика – это не та материя, которой стоит доверять в полном объёме. Потому что за статистикой лежат ещё и другие цифры. Да, мы в Россию продаём товаров на 50 миллионов. Казалось бы, это маленькая цифра по сравнению с 250, что мы продаём в Европу. Но мы от России получаем льготный газ. Мы от России получаем поддержку для пенсионеров и для бюджетников. Мы от России получаем серьёзные компенсационные ресурсы для укрепления инфраструктуры. И в сумме это, конечно же, больше, чем 250 миллионов долларов, которые мы получаем, торгуя с Европой. Поэтому Приднестровье экономически более связано с Россией, чем с кем-либо ещё», – сказал Юрий Ганин.

При этом он подчеркнул, что Приднестровье, в отличие от Молдовы, сохраняет таможенные пошлины для европейских товаров, а, следовательно, для России отсутствует фактор риска, что из нашей республики на российский рынок могут прийти под видом приднестровских европейские товары. Вместе с тем, как особо подчеркнул Юрий Ганин, отношение к Молдове в России распространяется и на Приднестровье. «К сожалению, все проблемы, которые сегодня есть в торговле, – это проблемы федерального уровня и не являются компетенцией регионов… Тем не менее, усилиями и нашего Правительства, и Правительства Российской Федерации удалось выработать специальную схему. Сегодня приднестровские аграрии получают компенсацию за то, что они снижают цену, потому что российские потребители должны оплатить пошлину. И тем не менее, за счёт того, что снижена цена, приднестровская продукция сохраняет свою конкурентоспособность. Это огромными усилиями удалось решить», – добавил Юрий Ганин.

Председатель профильного парламентского комитета Ефимий Коваль пожаловался на состояние приднестровского агропрома. Посетовал он на то, что в своё время был полностью разрушен мелиоративный комплекс республики. Оговорился, правда, что он восстанавливается, но упустил тот факт, что начало этому было положено во время правления нынешнего Президента. Стоит отметить, что всего чуть более недели тому назад в Приднестровье начались проектные работы по восстановлению мелиоративных сооружений.

Эстафету подхватил председатель комитета Верховного Совета по экономической политике, бюджету и финансам Александр Мартынов. Его речь на форуме мало чем отличалась от того, что он на говорит в последнее время с парламентской трибуны и в эфире коммерческого телеканала. Если вкратце, то всё свелось к тому, что в Приднестровье на уровне исполнительной власти «неэффективное управление». Мне просто интересно: Вы, уважаемый читатель, купите зубную пасту, если рекламодатель заявит, что его продукция удаляет налёт вместе с зубной эмалью? Конечно же, нет. Так почему российские регионы должны сотрудничать с Приднестровьем, если здесь всё так плохо, как расписали организаторы форума? Ведь выше было сказано, что из российских гостей мало кто вообще имел представление о Приднестровье.

Ну и наконец. В соцсетях появилось сообщение о том, что делегацию депутатов Госдумы России не пустили на Молдавский металлургический завод. Подробности неизвестны, но, сдаётся, не пустить туда могли лишь из-за отсутствия предварительной договорённости. Если у организаторов форума в последний момент созрел план свозить российских гостей на ММЗ, не поставив в известность руководство предприятия, то это уже попахивает серьёзной провокацией, негативно влияющей на имидж республики.

 

АЛЕКСАНДР НИКИТИН.

Exit mobile version