…А ведь всё могло быть иначе. Могли не сохраниться крепость, полковой храм на её территории, могло остаться заброшенным старое военное кладбище в Бендерах. И вместе с ними в небытие могло уйти славное имя подольцев. Ну что ж, скажет кто-то, так распорядилась история, другие времена, другие приоритеты… А вместе с подольцами, астраханцами, житомирцами ушла бы и память о собственных корнях, понимание родословной подвига, чувство сопричастности великой летописи, написанной героями Севастополя, Шипки, Порт-Артура, Брусиловского прорыва и Сталинграда.
История не обезличенный механический процесс. Она соткана из судеб, из ярких героических и черных нитей, как молдавский ковер. Внимание можно переносить с одних её письмен на другие. Но без целостности, без внутренней взаимосвязи она лишена смысла, и в ней положительно ничего нельзя разобрать. Вот тогда она действительно учит только тому, что ничему не учит… Да не будет так!
В 2007 году в Бендерах впервые после 90-летнего перерыва прошло знаковое мероприятие – полковой праздник 55-го Подольского пехотного полка. Тогда многие бендерчане недоумевали: «Кто такие «подольцы»?». И сами себе отвечали: «Кажется, это как-то связано с восстановлением военного кладбища», с перезахоронением останков русских офицеров, на которые уже посягали вандалы, «черные копатели»…
Прошло десять лет. Имя воинов прославленного подразделения царской армии у всех на слуху. Оно вернулось на родную землю, где и сегодня живут их генетические и духовные потомки.
29 августа 2018 года ко Дню 55-го Подольского пехотного полка была приурочена масштабная программа во втором по величине городе Приднестровья. В 18.00 сотни горожан, представители руководства республики собрались на территории Военно-исторического мемориального комплекса, у часовни Спаса Нерукотворного. Святой образ, которому посвящена часовня, выбран не случайно. В 1904 году император Николай, приехав в Бендеры, благословил им подольцев, отправлявшихся на поля сражения русско-японской войны.
Выступая, Президент Вадим Красносельский призвал не забывать славного прошлого, помнить о тех, благодаря кому живы. С горечью он говорил о времени замалчивания подвигов по идеологическим, классовым соображениям. Современники не должны повторять ошибок предшествующих поколений. В наших силах восстановить скрепы, саму логику истории и, соответственно, самим обрести почву под ногами, осознать свое призвание, роль в истории.
Глава государства подчеркнул: «Чествуя 55-й Подольский полк, мы чествуем всех защитников нашего Отечества – екатерининских мушкетеров, суворовских чудо-богатырей, советских солдат-освободителей, защитников Приднестровья, сегодняшних миротворцев». Миссия русского солдата на берегах Днестра не окончена. Её продолжают российские миротворцы, благодаря кому ситуация в регионе остается стабильной, основы мирной жизни – неколебимыми.
После того, как на территории мемориального комплекса Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва совершил литию по павшим воинам, собравшиеся крестным ходом отправились к памятнику Русской славы, знаменитому «орлу» у стен крепости. Сам монумент воздвигнут ещё в 1912 году. Он посвящен подвигу русского солдата в Отечественной войне 1812 года и установлен на средства самих подольцев. Надпись на камне «Доблестным предкам – потомки» – словно переброшенный мостик во времена Бородинского сражения. Точно так же, как путь, проделанный участниками крестного хода, – связующая нить между ХХ и ХХI столетиями.
К подножию исторического монумента легли живые цветы. Чеканным строевым шагом прошли «служивые люди». Дань памяти пращурам отдали представители силовых структур Приднестровья, миротворческого контингента России, Черноморского казачьего войска, курсанты, одетые в форму «подольцев», и кадеты.
Завершился крестный ход у стен восстановленной полковой церкви Александра Невского. Около десяти лет назад в полуразрушенном армейском клубе трудно было узнать культовое сооружение. Сегодня это величественный храм, чьи купола видны издалека. Храм – неотъемлемая часть ансамбля крепости, приосанившейся после капитальной реконструкции.
Грозная твердыня, возведенная зодчими Сулеймана Великолепного в первой половине ХVI века, справедливо считалась жемчужиной османского пояса обороны. Ныне это главная историческая достопримечательность нашего края. В крепости продолжаются строительные работы, комплекс облагораживается, приводится в соответствие с высокими туристическими стандартами.
Торжества в цитадели увенчали события праздничного дня. Здесь была развернута экспозиция вооружения времен русско-турецких войн, представлены особенности службы и быта в дореволюционное время. Желающие могли приобрести сувениры, отведать угощения, приготовленные приднестровскими кондитерами.
…Над цитаделью плыл запах ароматной солдатской каши с тушенкой, приготовленной в полевой кухне и предлагаемой всем гостям. А вскоре к запаху каши добавился и запах пороха. Прогремели залпы орудий. Начался театрализованный штурм, символически восстанавливавший события 1770 года, когда неприступная крепость была взята русскими войсками под командованием генерал-аншефа Панина.
Уважительное отношение к истории, к тому «как было», нужно признать характерной чертой не только праздника, но и приднестровской исторической концепции как таковой. Так что глубоко заблуждается тот, кто думает, что всё это из области ура-патриотизма. Нет, наш патриотизм имеет более прочную основу, он зиждется на понимании, принятии исторической правды, всегда более сложной, противоречивой, но и жизнеспособной.
За штурмом крепости последовал «эстрадный штурм». Большая часть композиций исполнена вокально-инструментальным ансамблем «Днестр» министерства внутренних дел. Яркую лепту внесла солистка Екатерина Кучерявая. Во всей цитадели вряд ли нашелся бы хоть один человек, равнодушный к цоевской «Кукушке» в её исполнении: «Песен, ещё ненаписанных, сколько, скажи, кукушка, пропой…». Причем голос у Екатерины настолько сильный, что, кажется, слышали песню и в соседних Парканах, и в Терновке.
Русская песня – неотъемлемая часть русской славы. С импровизированной сцены звучали «Березы» («Отчего так в России березы шумят») и, конечно, «Конь» («Выйду ночью в поле с конем»). Слова, знакомые каждому, не пели – шептали, вспоминая, чувствуя каждый своё и что-то, присущее всем нам. Почему и говорят, что русским можно быть только по духу. Это ещё Пушкин заметил в знаменитых строках.
…Хорошо быть среди людей, близких по духу, с которыми ты связан незримыми, равно как и вполне осязаемыми гражданскими, семейными, профессиональными узами. Все мы не просто единомышленники (в чем-то мысли наши разнятся и даже очень), но соработники, сотворцы будущего страны, края, немыслимого без прочной связи с прошлым. Что посеем, то и пожнем. И хорошо, что у каждого «сеятеля», будь то военный или гражданский, есть своя нива, где можно достойно проявить себя, не замахиваясь на мироустроение в космическом масштабе.
Историй, ещё ненаписанных, сколько? Все они – части одной большой Истории. Какой она будет, зависит от нас.
Михаил Фернет.