3.9 C
Тирасполь
Воскресенье, 22 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Последняя цитадель

Как найти то, чего нет?

Приступив к поискам крепости Ягорлык, мы неожиданно для самих себя вдруг осознали, что не знаем, с чего, собственно, начать. Дело в том, что точное местоположение цитадели до сих пор неизвестно. Из исторических описаний следует, что Ягорлык неоднократно разрушался и вновь отстраивался. Так, в 1769 году он, после того, как в очередной раз был сожжен турками и татарами, возродился в двух верстах южнее на месте современного села Гоян, где и обозначен на карте 1770 года. А ещё раньше, в XVII веке, Польша перенесла укрепление на 7 вёрст вверх по Днестру на подконтрольную ей территорию чуть севернее современного села Гармацкое.

Современный Ягорлык – крохотное село, расположено чуть выше Гояна. Большая часть Ягорлыка была затоплена в 50-е годы ХХ века при строительстве Дубоссарской ГЭС. Жители перебрались в Дойбаны-2, Гоян и другие населенные пункты. От села уцелело немногое: 6 домов у Ягорлыкского залива Дубоссарского водохранилища. По данным переписи на 2005 год, в селе проживало 8 человек.

С окрестностей современного села Ягорлык мы и решили начать свои поиски.

 

Случайности

не случайны

Наш коллега фотохудожник Алексей Юрковский во время недавнего сплава по реке решил разно- образить скудный рацион «речного волка» грибами: опятами, зонтиками, шампиньонами… За Цыбулевкой, выше Гояна, он причалил к берегу и поднялся по крутому каменистому склону. И вдруг в одном из оврагов обнаружил старое еврейское кладбище. Многие плиты были разбиты, другие, в силу каких-то обстоятельств – целенаправленно или в результате оползней, – очутились в овраге. О неожиданной находке Алексей сообщил нам как раз в то время, когда мы готовились начать поиски.

Итак, случайности, порой, слишком случайны, чтобы считаться таковыми. Внезапно мы оказались намного ближе к цели, чем предполагали, собираясь искать иголку в стоге сена. Вы спросите, что так взволновало нас? Всё очень просто: евреи – это такой народ, который где попало ни за что на свете селиться не станет. Еврейское кладбище – не только признак компактного проживания евреев, но и своего рода указатель в сторону некогда существовавшего поселения с оживленной торговлей. К примеру, в Приднестровье еврейские кладбища есть в Рашково, Рыбнице, Дубоссарах. Всё это населенные пункты с богатой историей, расположенные в благоприятных для ведения торговли местах, куда съезжались не только жители близлежащих сел, но и выходцы из других земель: турецкие, молдавские, польские купцы, греки, армяне…

Таким образом, в случае с «нашим» еврейским кладбищем лучше Ягорлыка не придумаешь. До Дубоссар – 10 километров. Да и жить там при турках и татарах 200 с лишним лет назад было намного опаснее.

Нужно было ехать.

 

«Нормальные герои всегда идут в обход»

Но прежде, чем мы успели осмотреть еврейское кладбище между Цыбулевкой и Гояном, волею судьбы оказались в Дойбанах-2 и Гояне, селах исторически связанных с Ягорлыком.

В Дойбаны-2 мы изначально направлялись с несколько иной целью, договорившись встретиться с учителем местной школы, участницей проекта «Моя семья в истории края». Елена Сергеевна, в свою очередь, познакомила нас с учителем истории и обществознания Петром Васильевичем Резниченко, которого мы, естественно, не преминули спросить, не сохранилось ли что-то от некогда существовавшей неподалеку цитадели. Выяснилось, что не только мы, но и сами местные жители не знают, где искать остатки оборонительных сооружений, и даже не уверены, с какой стороны находилась крепость: на правом или на левом берегу Ягорлыка. Всё давно поросло быльем.

Мы были разочарованы. Немного утешились полученной информацией о дойбанском кладбище, где, как нам рассказали, сохранились очень старые надгробия. Что особенно удивительно, если учесть, что село Дойбаны-2 было основано в двадцатых годах минувшего века. Но информация подтвердилась. На погосте нашему взору предстали плиты ХIХ столетия, а даты на двух заставляли не верить собственным глазам: «1671» и «1704».

Если согласиться с тем, что это годы рождения или смерти, то перед нами были самые ранние из известных на данный момент погребальных памятников Приднестровья эпохи вхождения края в состав Речи Посполитой. Интересно, что если цифры, высеченные на плитах, – это годы, то летоисчисление должно было вестись по григорианскому календарю, принятому в Польше. В России, в XVII столетии ещё употреблялось летоисчисление от сотворения мира. Лишь после 31 декабря 7208 года по указу Петра I наступило 1 января 1700 года. А если цифры – это не годы, то что? Автору статьи известен только один случай, когда цифры на надгробии – не дата. На еврейском кладбище в Дубоссарах арабскими цифрами обозначен порядковый номер захоронения. Всё остальное – на иврите. Но здесь как-то было не похоже на номер.

Откуда в молодом селе такие старые плиты? Значит, на месте Дойбан-2 некогда существовал другой населенный пункт, а история самого села значительно древнее… То был период последней цитадели, крепости Ягорлык, к которой мы пришли окружным путем.

 

Родом из Приднестровья

Интересное открытие может сделать всякий, кто заинтересуется старыми кладбищами нашего края. Оказывается, состав населения Приднестровья, по крайней мере – в сельской местности, на протяжении двух минувших веков оставался достаточно стабильным. Потомки первых переселенцев, перебравшихся на берега Днестра в ХVIII-ХIХ веке, продолжали здесь жить и в ХХ. Путем самого беглого осмотра не сложно установить: некоторые фамилии встречаются на историческом промежутке в 100-150 и более лет. К примеру, в с. Плоть Рыбницкого района есть надгробия, датированные первыми десятилетиями ХIХ века. На них фамилии Бурдюжа, Дикусар, Глинка, Обжилян, Юраш, Кирияк. Носители таких фамилий до сих пор живут в Рыбницком районе. На кладбище в Григориополе по ул. Урицкого широко распространена фамилия Матынга. В Дойбанах-2: Мошняга, Руснак, Племянник, Кирка, Манойлов, Кожухарь, Бодян, Кирица, Мартахан, Тарасевич, Иваница, Гиля, Бартош. В Дойбанах-1: Кучук, Будулуца, Кирица, Кандит… В Цыбулевке: Рознерица, Дзянган, Кобылянский, Левинский, Бурдила, Спатарь, Продан, Дацко. В Гармацком – Рогут. Некоторые, достаточно редкие фамилии, как, например, Племянник, распространены от Дойбан-2 до Гояна, что свидетельствует о региональной специфике, родственных связях между жителями сел, из поколения в поколение проживавших на данной территории.

К такому выводу походя пришли мы, преследуя совершенно иную цель, на пути к Ягорлыку.

Увы, надписи на старых плитах и крестах крайне неразборчивы, многие памятники уже претерпели необратимые изменения под воздействием времени, климата, людей, смены эпох и систем ценностей. В этом смысле им повезло немногим больше надгробий на затерянном еврейском кладбище в Цыбулевке.

 

За крепостной стеной

…Перед самой Цыбулевкой мы свернули влево и дальше по проселочной дороге направились вдоль берега. И действительно, в пределах километра, за селом, на одном из склонов, поросшем терновником, увидели каменные плиты с характерными письменами, а также длинные, полукруглые, напоминавшие опрокинутые колоны, верхушки склепов.

Что произошло с кладбищем, сказать трудно. «Тут пан Заглоба принялся оглядывать окрестность и качать головою, вспоминая былые времена» (Генрик Сенкевич, «Пан Володыёвский»). Но в любом случае жаль, что последнее пристанище наших земляков, пусть и из другой эпохи, пребывает в таком небрежении. Ко всему прочему, это и бесценный пласт информации. Заинтересуйся темой люди, владеющие языком, способные расшифровать надписи на камнях, мы получили бы важные исторические свидетельства о судьбе тех, кто жил на Приднестровской земле задолго до нас, узнали бы множество имен – не вымышленных персонажей исторических романов, а конкретных, некогда, как и мы, живых людей.

К сожалению, среди нас владеющих ивритом не было. Но мы были не из тех, кто быстро сдается. Мы рассуждали так: если в этих местах жили евреи, то жили они не где-нибудь, а скорее всего, за крепостной стеной, или в самой крепости – это понятно.Если есть еврейское кладбище, должны быть и другие. Ведь не могли же евреи жить во всей округе одни? Состав жителей Ягорлыка – будь то крепость или посад – должен был быть пестрым (такова особенность всех пограничных поселений). Значит, мы на верном пути.

Случайно (!) встретившийся нам по дороге местный житель признался, что ничего о православном или католическом кладбище близ Цыбулевки или Ягорлыка не знает. Зато знает, что в эти места частенько наведываются отдельные темные личности, занимающиеся кладоискательством, а точнее – гробокопательством. Мы насторожились. У бывшего с нами археолога сами собой сжались кулаки: с «гробокопателями», или, как их ещё называют, «черными», у него свои счеты. Профессиональное.

В любом случае, нужно было продолжать поиски. Углубились в дебри. «Кустарник только разросся, да леса поднялись после того, как земледельцы разбежались…» (Генрик Сенкевич, «Пан Володыёвский»).

Николай Феч.

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив