Сегодня многие родители вопреки здравому смыслу стремятся стать для своего ребенка «волшебниками в голубом вертолете», которые ежеминутно готовы исполнять его любые желания и капризы. Одежда – самая лучшая, игрушки – самые качественные, фрукты – самые вкусные.
С одной стороны, это здорово, и вроде, так и должно быть. Ну как не баловать любимую кровинушку! Но зачастую мамы и папы чересчур переусердствуют в своих стремлениях и желаниях и вместо благодарности и радостных глаз получают недовольство, безразличие и даже раздражение. Нередко слышу от родителей подобные высказывания: «Ребенку только восемь лет, а его уже ничем не удивишь. И аниматоров в костюмах любимых супергероев заказали, и обширную культурную программу организовали, а он отреагировал на всё достаточно холодно и сдержанно. В нашем детстве мы и мечтать о таком не могли!». Правильно, в детстве мы сами себя развлекали, придумывали игры и занятия, сочиняли истории и принимали в них участие, мечтали, умели радоваться мелочам. Сегодня родители отняли эту функцию у детей и возложили на свои плечи, не давая им возможности проявлять инициативу и самовыражаться.
Детские психологи утверждают: «Если хотите сделать ребенка несчастным, дайте ему все, что он только пожелает». Когда он получает всё и сразу, ему неведом длинный и интересный путь: вынашивание мечты, сбор информации, построение планов, обсуждение их с родителями и друзьями, приложение собственных усилий, обязательные неудачи и успехи и, наконец, обретение желаемого.
Эту историю рассказал мне старший брат. Произошла она в конце 80-х годов, когда практически все мальчишки от 14 и старше мечтали о заморских кроссовках фирм «Adidas», «Romika» и «Training». Стоили они целое состояние (их цена у фарцовщиков была эквивалентна месячной зарплате токаря 4-го разряда), и мало кто из родителей мог позволить купить своему чаду такую обувь. В его классе учился парень Женя, чей папа работал дальнобойщиком, мотался по командировкам и неплохо по советским меркам зарабатывал. Пока глава семейства крутил баранку и мечтал поскорее вернуться домой, сын заприметил на вещевом рынке кроссовки своей мечты фирмы «Training». И стал ждать возвращения отца из командировки. Счастливый день и час настал, Женя вместе с папой отправился на рынок за обувью. Но, к сожалению, нужный размер был уже продан. Оставалась только одна пара – 44 размера, в то время как размер ноги Евгения едва достиг отметки 41. Ну не смог парень так просто взять и расстаться со своей мечтой! Он уговорил отца купить кроссовки, так сказать, на вырост. Кстати, большинству советских детей обувь и одежду приобретали именно по этому принципу. Отец согласился. Так Женя стал счастливым и единственным обладателем фирменных кроссовок в классе. В кабинет он вошел победителем, правда, внимание одноклассников привлекли не столько обувь, сколько ее размер и походка хозяина. Женя был похож на маленького Мука в туфлях-скороходах, но этот факт его ни капельки не огорчал. Самое главное, что мечта сбылась!
Сегодня такие истории уже не случаются. В изобилии обувь и одежда любых размеров и брендов. Да и не мечтают современные дети о кроссовках, у них другие приоритеты. И даже новомодные гаджеты многих уже не приводят в восторг. Удивляет, когда у семилетнего ребенка смартфон лучше, чем у его родителей. На немой вопрос: «Зачем?». Родители с гордостью отвечают: «Чтобы не был хуже других». И вы думаете, дети ценят это? Нет. Они с завидной регулярностью теряют и забывают на скамейках в парках свои смартфоны, из-за которых родители влезли в кредит, роняют и разбивают их, а уже через неделю выпрашивают новую «игрушку».
В моем детстве желаемой чудо-техникой был культовый однокассетный магнитофон «Электроника». Такой был у нашей воспитательницы Надежды Павловны. Она его периодически приносила в группу и включала незамысловатые песенки, чтобы разнообразить наше пребывание в детском саду. Девчонки с удовольствием выплясывали под композиции группы «Комбинация» и мечтали о таком же зубодробительном макияже, челке «Карлсон» и леопардовых лосинах, как у ее солисток. Жалобно подпевали Марине Журавлевой: «На сердце рана у меня, твоя любовь – полынь-трава», не понимая смысла слов, но очень сочувствовали исполнительнице.
Дома был бобинник, с катушек которого каждый день требовал перемен и сажал алюминиевые огурцы на брезентовом поле Виктор Цой, кумир старшего брата. Репертуар не менялся годами, но в семилетнем возрасте выпрашивать у родителей магнитофон, чтобы слушать Татьяну Буланову или Наташу Сенчукову, даже в голову не пришло бы. Магнитофон появился только в 13 лет, как награда за отличную учебу. Это был японский двухкассетник, с функциями записи и реверса, и светомузыкой. Я сдувала с него пылинки и берегла, как зеницу ока. Он верой и правдой отслужил мне больше десяти лет и, возможно, и дальше продолжил бы воспроизводить музыку, но к тому времени «дедушка-кассетник» не выдержал конкуренции с CD-проигрывателем.
Поэтому, если мы хотим, чтобы наши дети не стали банальными потребителями и научились ценить то, что имеют, необходимо давать им возможность самим прикладывать усилия для достижения цели. А нам, взрослым, просто быть рядом, а когда понадобится – подсказывать и помогать.
Ирина КРУГЛОВА.