Домой Культура Предвкушение и послевкусие

Предвкушение и послевкусие

0

5 мест, которые стоит посетить на зимних каникулах

Кицканы

Про Кицканы неверно думают, что там из достопримечательностей только монастырь и плацдарм.

Кицканы – это всё, что вокруг монастыря и плацдарма, мощнейших силовых полей, влияние которых ощущается и в Тирасполе, и в Бендерах. Колокольня и обелиск хорошо видны в ясную погоду из разных частей столицы. И, конечно, горожан тянет, тянет на машине, маршрутке или пешком через мост, через паром отправиться в паломничество к святым местам – монастырю и плацдарму.

Мы с коллегами долго мечтали пешком, через лес, прогуляться до Кицкан. Так сказать, через тернии к звездам. Мечтали и мечтаем, предвкушая мерный, походный шаг, уютную беседу, привалы с чаем в термосе, если зимой, и с прохладной минеральной водой, если летом. Возможно, через лес нам и не удастся дойти до монастыря. Я, например, такой дороги не знаю. Но хоть часть пути мы преодолеем, а потом где-нибудь свернем на дамбу, будем пылить по грунтовке или шарахаться в сторону от лихо проскакивающих автомобилей. Но всё же дойдем, обязательно дойдем, уставшие, но счастливые. И монастырь предстанет нашему взору другим, не таким, как если бы мы просто приехали на маршрутке или на редакционном авто. Как предстал он однажды мне, когда мы с моим братом Колей приехали на ночную службу в канун дня святителя Николая. Как мне сообщил брат, в монастыре есть церковь, открывающаяся дважды в год – на Николу зимнего и летнего. А какая красивая была всенощная! Такое я пережил всего дважды. Первый раз – когда мы с друзьями-фотографами рано-рано утром приехали в Оргеев, в старинную церковь св. Димитрия, построенную в 1631-1636 годах. Помню, когда вышел из полутемного, освещенного одними свечами храма, где ввиду раннего времени почти не было людей, долго пытался подобрать слова. Слова не шли. Единственное, что очень отдаленно передавало мое состояние, – строчка из Пастернака: «В лесу клубился кафедральный мрак». Но это о лесе.

А у моего друга Андрея Павленко мечта побывать зимой на плацдарме. Говорит, хочу послушать, как ветер доносит обрывки фраз, которые никто не произносил, как гулко молчит снег. Я боюсь разочаровать собрата, тяготеющего к «магическому реализму». Ибо зимой, когда выпадает снег, на плацдарме весьма людно. Ежегодно (или почти ежегодно) неподалеку, на склоне, устраивается единственная в Приднестровье горнолыжная трасса.

Фрунзовка

«Главная ценность и достопримечательность села Фрунзовка, – пишет мой коллега Анатолий Панин, – великолепная природа. Поля, озера, живописные холмы и рощи – лучшие места для отдыха от суетной городской жизни».

Мне тоже посчастливилось побывать на крайнем приднестровском севере с отнюдь не праздной целью. Я искал, где живет наш, местный Дед Мороз. На эту тему ровно год назад была опубликована статья «Великий Устюг по-приднестровски».

Село причудливо, я бы даже сказал – экстравагантно, украшено здешним умельцем. Место, и правда, волшебное. Согласитесь, маловероятно, чтобы в Лапландии или в Великом Устюге косули да зайцы чуть ли не в хату заходили. Весьма недурна зимняя рыбалка во Фрунзовке.

А снега-то, снега, как гуталина… Север!

Впрочем, если конечная точка маршрута «Тирасполь-Фрунзовка» вас и не вдохновит, всё равно стоит тронуться в путь. По дороге вы будет лицезреть зимнее Приднестровье почти на всей его протяженности, включая Рашково и Строенцы, прекрасные, удивительные в любое время года.

Ташлык

О Ташлыке я писал много. Сошлюсь на самый первый материал «Где живет зимняя сказка?». Коротко: на холме редкой красоты церковь св. Георгия Победоносца, вокруг – панорама, крутые заснеженные склоны, живописные, пасторальные виды.

В селе сохранились красочно расписанные ворота в традиционном молдавском стиле, есть родник, колодец-журавль, хороший краеведческий музей, приветливые люди.

Индия

Треугольник «Ташлык-Бутор-Индия» притягивает к себе многих. Спрашивал коллег-фотографов, никто не знает, почему. Но тот, кто побывал в Индии, обязательно захочет сюда вернуться. И вернувшись, всегда найдет что-то новое, хотя ничего вокруг такого вроде бы нет.

Дивный, тихий пляжик, буна, как её называет мой друг Алексей Юрковский, то есть гребни из камней, устроенные перпендикулярно течению, лесопосадка у воды, маленькое село, в которое не так-то просто заехать, особенно зимой. Но в этом есть свой резон для путешественника. Азарт. Зато потом можно будет рассказать друзьям, как вы на лыжах в Индию ходили. Куда там тверскому купцу Афанасию Никитину с его скромным путешествием «За три моря» или Николаю Рериху с пресловутыми Гималаями, Шамбалой…

Один мой друг, увлекающийся восточными учениями, собирается поехать в Индию помедитировать. Удачи тебе, Иван-Бодхидхарма! Снимаешь лыжи, садишься на снег в позу лотоса, главное – за буну не заплывать!

Никольское

Это место я оставил на закуску по двум причинам. Первая. Бесконечно люблю Никольское, и у меня здесь дача. И вторая: при всём при том я его почти не знаю. Дачный сезон у нас начинается где-то в конце февраля – начале марта с подрезки винограда. Потом идут клубника, картошка, помидоры, так что до окружающей природы дело почти никогда не доходит. А вокруг – благодать. Хоть и дачи кругом, а место кажется совсем не урбанизированным. Больше такого в Приднестровье, на мой взгляд, нет.

Никольское расположено в степной зоне. Но сильно ошибется тот, кто вообразит, что вся наша степная зона «плоская», «пологая». «Села Слободзейского района тянутся с юга на север двумя цепочками: одна – вдоль Турунчука и Днестра, другая – по верху и по склонам холмистой гряды километрах в 15 от Днестра, вдоль границы с Украиной», – пишет фотограф-краевед Александр Паламарь.  Никольское как раз и стоит на краю холмистой гряды, поросшей лесом, в том числе и хвойным, что вообще редкость для приднестровского юга.

Внутри грудной клетки, образованной дачными кооперативами, бьется голубое сердце озера, питаемого родниками. Летом, купаясь в нем, можно вдруг из толщи теплой, прогретой воды попасть в холодную.

Мне всегда хотелось поехать на дачу зимой, когда выпадет снег, дойти до соснового бора, посмотреть на озеро, вернувшись, включить камин, выпить глинтвейну, развести во дворе трескучий костер из отсыревших поленьев… Но всё как-то не складывается. Жена говорит, не проедем, увязнем. А я думаю, если всё будет гарантированно, известно заранее, ровно да гладко, это ж как скучно. На такое путешествие и время тратить не стоит. По-моему, куда интересней идти непроторенной тропкой.

Николай Феч.

Exit mobile version