Таков был замысел фотохудожника и фотокорреспондента нашей газеты Виктора Громова, когда он думал над названием своей первой персональной фотовыставки «Стены и мосты»
«Мнения людей редко когда совпадают. Уверен, что и по поводу этой выставки тоже будут разные высказывания. Своими работами я хотел сказать, что стены, которые нам мешают друг друга понять, должны быть скрашены мостами. Люди в любом споре должны находить компромисс – наводить мосты», – сказал в интервью «Приднестровью» виновник торжества, состоявшегося во вторник в детской художественной школе им. А. Ф. Фойницкого.
Представленные работы с полным правом можно так назвать. Иногда складывалось впечатление, что мастер подшутил над посетителями экспозиции и выставил среди фоторабот живописные полотна и акварели. Несколько фотокартин сильно напоминали то ли акварельные рисунки, выполненные в так называемой «мокрой технике», когда изображение размывается и предстаёт глазу в дымке, то ли ранние работы импрессионистов, когда тот же эффект достигался лёгкими мазками. Были на выставке и работы, которые напоминали постмодернистские картины. Автор так их и назвал: «Геометризм» и «Геометризм-2». Линии, выстраивающие причудливую композицию, образуются элементами зданий. Плюс игра света и тени. На «втором геометризме» на фоне правильных линий строительных конструкций диссонирует тень от ажурного креста на куполе православного храма.
Всего на выставке представлено 59 фоторабот. Число не случайно. Столько же лет в тот день исполнилось школе. На год её младше сам автор фотокартин. Кажется, секрет безукоризненного композиционного решения в фотокартинах Виктора Громова, схожесть их с живописными и графическими работами кроется в том, что он – выпускник «художки» образца 1975 года. «Я благодарен тем людям, которые из бестолкового пацана сделали того, кем я есть. К сожалению, чтобы снова взяться за краски и кисти, нет времени. Но рука тянется. И если она не дрогнет, то может когда-то что-то и «сваяю»», – сказал Виктор.
Что же касается искусства фотографии, то он заметил, что чувство кадра «воспитывал» в себе. «Как достичь того, чтобы чувствовать, когда нажать на кнопку? Оно «воспитуемо». Надо много ходить с фотоаппаратом. Непременно посещать выставки других фотохудожников. И конечно же, общаться с ними», – заметил на сей счёт мой собеседник.
Фотохудожники, как, впрочем, и все люди искусства, не слишком охотно делятся впечатлениями о творениях своих коллег. Критикнуть могут. Поэтому, подойдя на выставке к известному приднестровскому мастеру Владимиру Иванову, я не слишком-то и рассчитывал на интервью. Но, как известно, в правилах бывают и исключения. «Для меня сегодня Виктор Громов неожиданно открылся с другой стороны – более современный, более глубокий и, я бы сказал, всевидящий. Многие фотографии меня приятно удивили. И я даже позавидовал, что у меня так не получилось. Например, работа «Коллега», – указал на одну из фотографий Владимир Иванов. Представьте «хипповатого» вида фотографа средних лет, пытающегося, несмотря на ветер, разметавший по лицу длинные его волосы, поймать что-то в кадр. «Надо было найти этот образ. И поймать момент. Видите, вся шевелюра коллеги на его лице. Был какой-то ветерок. Надо было дождаться, чтобы произошло то, что запечатлено на фотографии», – обратил внимание автора этого материала на фотопортрет Виктора Владимир Иванов. «Ну да, «ветерок»… Ветрище!» – вступил в разговор стоявший рядом художник Василий Рудяга. Судя по всему, в этом фотопортрете запечатлена дуэль между двумя людьми с фотоаппаратами. На это указывает направление объектива героя работы. Нацелен он прямиком на зрителя, то есть в реалии в объектив попал наш фотокор. Может быть, на такой же «персоналке» где-то далеко от Тирасполя выставлялась работа с одноимённым названием, на которой есть Виктор Громов, наводящий камеру на своего коллегу.
Особенно было приятно на выставке встретить человека, запечатлённого на одной из экспонировавшихся фотографий. Правда, в отличие от своего изображения, был он без десантного берета и без наград, но в военной форме и с орденскими планками. Оказалось, что это отец Виктора Владимир Иванович Громов. «В этом году я вместе с ещё двумя ветеранами Великой Отечественной войны из Приднестровья был 9 мая на параде в Москве. После прогуливался по городу. Ну а здесь меня Виктор заснял в одном из залов исторического музея, когда я беседовал с молодёжью», – рассказал Владимир Иванович, указывая на себя на фотокартине «Поколения в историческом зале».
Позировали Виктору не только люди. В работе «Четверо на прогулке» как раз представительницы прекрасного пола трёх разных поколений не обращают никакого внимания на фотографа. В кадре видны только их спины. Повернулся в сторону фотообъектива четвёртый из прогуливающихся – пёс. «Он единственный из всей четвёрки, кто захотел мне попозировать», – пошутил Виктор.
Он заметил, что в экспозиции представлены и работы ещё времён Союза. И это было сказано не ради красного словца. На корме прогулочного теплохода в фотопейзаже «У причала» развевается советский флаг. «На этих работах представлена жизнь людей, которые живут на просторах необъятного Союза. Я не говорю «бывшего». Мне не нравится это словосочетание», – заметил Виктор.
Ну а в том, что передний временной фланг представленных работ – лето и осень этого года, могу сам засвидетельствовать. Например, пейзаж под названием «Под Григориополем» снимался у меня на глазах. Возвращались мы из командировки в Каменский район, Виктор попросил остановить машину на просёлочной дороге, а затем минут пятнадцать-двадцать колдовал с объективами, фильтрами и прочими насадками.
Пейзаж довольно типичный для нашего края. Но оказывается, таковых мест достаточно много, что ещё раз доказывает: несмотря на то, что огромной страны уже давно нет, осталось нечто общее и вместе с тем особенно родное, чего не увидишь в дальних странах: старых двориков постсоветских городов, лиц людей, ставших героями портретов Виктора Громова. И если едва виднеющийся шпиль Петропавловки на работе «Времена года в городе» выдают Санкт-Петербург, то двухэтажный неприметный домик на чёрно-белом фото мог быть снят на окраине любого города бывшего СССР. Но, как оказалось, это тоже Питер. В подписях к некоторым фотографиям даже не стоило указывать место съёмки. У тех, кто хоть раз побывал в одесских дворах, навсегда в памяти остался их неповторимый колорит с бельевыми верёвками, тянущимися через весь «дом-колодец» от одного дома к другому. «Одесса Главная» – так назвал один из пейзажей фотохудожник. «Дизель-поезд Одесса-Кишинёв – одно из впечатлений из детства. Кто ездил, то помнит, как назывались станции по мере приближения к конечной точке – «Одесса-Застава», «Одесса Малая». Наконец «Одесса Главная». И уже отойдя немного от вокзала, попадал в знаменитые одесские дворы. И вот тогда я понимал, что главное в Одессе – живущие там люди», – предался воспоминаниям Виктор.
В этот день прозвучало много речей от друзей, от руководителей творческих объединений художников, фотохудожников и дизайнеров. Прозвучали поздравления и пожелания дальнейших творческих успехов от руководства «художки» и госслужбы по культуре и историческому наследию. Но, кажется, что самыми проникновенными были слова, сказанные его педагогами Андреем Билобровым и Виктором Радовановым. Оба до сих пор преподают в детской художественной школе им. А.Ф. Фойницкого. Сам же Виктор Громов кроме того, что работает фотокорреспондентом нашей газеты, ещё и руководит фотокружком «Поиск».
Кстати, его ученики преподнесли очень ценные подарки – был представлен персональный блог Виктора Громова в «Инстаграмме» и красочный с хорошей полиграфией фотоальбом его работ. Тираж штучный – постаралась фотостудия «Романтика». А у фотоальбома, на мой субъективный взгляд, есть всё, чтобы окупиться и при большем в разы тираже. Может быть, я и ошибаюсь – сколько людей столько и мнений.
Я только лишь хотел привлечь этим материалом внимание к творчеству нашего коллеги. А если это вас заинтересовало, то мы напоминаем: выставка его работ в детской художественной школе им. А.Ф. Фойницкого продлится месяц.