Большинство принятых в ходе состоявшегося на этой неделе пленарного заседания проектов законов было нацелено на придание дополнительного толчка развитию экономики, прежде всего ее производственного сектора.
Патентщики с миллионными оборотами
На исходе 90-х все органы государственной власти, в том числе законодатели, были озабочены созданием благоприятных правовых условий для того, чтобы человек мог работать на себя и самостоятельно обеспечивать семью. Актуальность решения этой важной как в экономическом, так и социальном плане проблемы была очень высока – бывшие промышленные гиганты, которыми так гордилось Приднестровье в советское время, закрылись или резко снизили производство. Последовали массовые увольнения, людей необходимо было чем-то занять. Тогда «мозговой штурм» власть предержащих привел к введению так называемой патентной системы, что во всем мире квалифицируется как самозанятость. Стал появляться класс индивидуальных предпринимателей.
Схема проста, даже примитивна – раз в месяц заплатил за индивидуальный предпринимательский патент, и можешь заниматься практически любым бизнесом: хоть штаны шей, хоть пирожки пеки, хоть торгуй. Как показала практика, последнюю стезю избрало абсолютное большинство. То, что в советское время классифицировалось как спекуляция по схеме «в одном месте купил, в другом продал, а прибыль положил в карман», стало именоваться предпринимательством.
Со временем патентщики наращивали мускулы. Впоследствии они стали требовать семейный патент, когда малым бизнесом занимаются и ближайшие родственники патентообладателя, затем так называемый хозяйский, а затем и права использовать наемный труд (сейчас можно нанимать до 5 человек). В итоге индивидуальные предприниматели перестали быть индивидуальными по своей сути и первоначально заложенной идее, их обороты выросли, и значительно. По данным статистики, в настоящее время 248 патентщиков в течение года импортируют для реализации в республике товаров на сумму, превышающую 50 тыс. долларов. По приднестровским меркам многие «индивидуалы» вообще стали нуворишами. При этом никто не обладает информацией о реальном обороте и истинных доходах патентщиков, занимающихся торгово-закупочной деятельностью. Косвенные признаки в виде нового «Порше», как говорится, к делу не пришьешь. Тогда-то и появились в обществе разговоры в стиле «вагонами торгует» и многомиллионных оборотов. И все вроде по закону: ежемесячная плата за патент, которая фактически выступает в двух ипостасях – как право на занятие предпринимательской деятельностью и вмененный государством налог – осуществляется, местные бюджеты пополняются.
Однако на этом фоне все чаще стали говорить о несправедливости. Застрельщиками этих разговоров выступили предприниматели, зарегистрированные в форме юридического лица со всеми соответствующими атрибутами (расходами на регистрацию, бухгалтерией, специалистом по кадрам и др.). Они вопрошали: зачем нам нести такие расходы, в то время как патентщики при минимальных затратах (плата за патент) «ворочают миллионами», не стать ли нам тоже патентщиками?
Общественные запросы из бизнес-среды не остались незамеченными органами государственной власти – Правительством и Верховным Советом. Были подготовлены два альтернативных пакета законопроектов, призванных изменить систему налогообложения индивидуальных предпринимателей. Они не коснутся тех индивидуальных предпринимателей, которые занимаются оказанием услуг населению, производством и реализацией собственной продукции. Цели, задачи, посыл законодательных нововведений и у Правительства, и у депутатской группы разработчиков примерно одинаковы: патентщик патентщику рознь, поэтому необходимо вычленить занимающихся торгово-закупочной деятельностью индивидуальных предпринимателей с большими оборотами и взимать с них налог из расчета 3% с оборота.
«Базовым принципом системы налогообложения предпринимателей должна быть справедливость. На наш взгляд, справедливым будет положение, при котором у всех предпринимателей, независимо от формы ведения бизнеса, будь то физические или юридические лица, будет одинаковый налог – 3% с оборота. В форме вмененного налога, который установит государство, или налога с реального торгового оборота предпринимателей, который будет определяться путем использования контрольно-кассовой техники, – все те же 3%», – огласил в ходе пленарного заседания концепцию законодательных инициатив один из авторов депутат Виктор Гузун.
Единый подход будет использован и в отношении налогов, имеющих социальную направленность: единый социальный налог для патентщиков – 14%, подоходный – 5%, страховой взнос в Единый государственный фонд социального страхования – 3%. Последний аспект приобретет особую актуальность в тот период, когда они будут выходить на пенсию.
В дополнение к этому индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, а им это позволяет действующее законодательство, обязаны будут платить нанятым работникам заработную плату в размере, не меньшем, чем МРОТ, как это делают юридические лица.
Как же «выловить» тех самых «акул» среди 22-тысячной армии индивидуальных предпринимателей? Как установить водораздел между бизнесменами с большими торговыми оборотами, завозящими продукцию для реализации вагонами, использующими наемный труд, и теми, кто работает с низкой рентабельностью и один? И такие критерии авторы пакета законопроектов, а в их роли выступили Виктор Гузун, Вадим Кравчук, Олег Василатий и Александр Коршунов, предложили. Трехпроцентный налог с оборота должны будут платить те, кто торгует на площади более чем 50 квадратных метров; кто реализует подакцизные товары; у кого стоимость импортируемых товарно-материальных ценностей составляет более 50 тыс. долларов в год; кто продает высокорентабельные товары и те, кто торгует с юридическими лицами. Хочешь иметь все эти привлекательные условия – плати налог с оборота, не хочешь – работай по прежней схеме налогообложения, оплатив стоимость патента.
Вместе с тем, авторы пакета законопроектов заметили, что не ставят перед собой цель принудить индивидуальных предпринимателей перейти к более высокоорганизованной форме ведения бизнеса в виде юридического лица, их статус будет сохранен. В то же время патентщики с большими оборотами будут платить налоги по упрощенной системе налогообложения, как это сейчас, к примеру, делают микропредприятия, то есть с оборота.
Кредиты для промышленников
Развитие реального сектора экономики немыслимо без финансовых заимствований. Деньги промышленникам необходимы прежде всего для обновления основных фондов, технического перевооружения, чтобы на современном оборудовании выпускать более конкурентоспособную как по цене, так и по качеству продукцию. Приднестровью, ввиду непризнанности республики, не следует уповать на внешние займы, в том числе от международных финансовых институтов. Полагаться приходится на собственные банки. Однако нынешние ставки по кредитам (более 13%) неподъемны для предприятий реального сектора экономики. У банков же свои резоны и риски. В конце концов, банки на то и называются кредитными учреждениями, чтобы зарабатывать как раз на выдаче кредитов.
Пути разрешения критической ситуации с кредитованием производственного сектора предложило Правительство. Суть механизма в следующем: банки уменьшают нынешние ставки по кредитам на 7%, но чтобы не потерять свое, им на эту же сумму государство снизит налог на доходы организаций. Он был единогласно поддержан парламентом. Законодательное решение сделает кредитные ресурсы для промышленников более дешевыми, в свою очередь банки тоже не понесут финансовых потерь. Потеряет только бюджет в виде выпадающих доходов в сумме 6 млн рублей ежегодно. Однако, с другой стороны, государство рассчитывает на увеличение объемов промышленного производства, создание новых рабочих мест, увеличение впоследствии налоговых отчислений в бюджет, приток в республику валюты. В том, что это обязательно будет, но не сейчас, депутатов заверил представитель СПАПП Владимир Беркович. По его расчетам, бюджетные потери из-за налогового взаимозачета с банками окупятся в течение двух-трех лет.
В настоящее время кредитные заявки подали около двух десятков предприятий. Удовлетворить их позволит принятая депутатами схема. В то же время на социальный аспект принятого решения обратил внимание спикер парламента. «Любые расходы бюджета мы должны рассматривать сквозь призму самой важной функции государства: выполнение социальных обязательств перед гражданами, прежде всего по выплатам заработных плат и пенсий, возможности их повышения хотя бы на уровень инфляции», – отметил Александр Щерба.
Сроки уплаты налогов аграриями скорректированы
Весной текущего года Верховный Совет принял поправки в Закон «О плате за землю». В соответствии с ними аграрии оплачивают земельный налог раз в год, крайний срок – 20 декабря. В ходе прошедшего пленарного заседания были внесены поправки в Закон «О фиксированном сельскохозяйственном налоге», который тоже касается сроков уплаты налогов сельхозпроизводителями. Его оплата будет производиться каждый месяц до 20 числа следующего месяца в размере трети всей суммы налога, определенной на каждый квартал. Принято также решение, что налогоплательщики, работающие в сфере АПК, в течение первых трех кварталов будут оплачивать 10% от общей годовой суммы фиксированного сельскохозяйственного налога, а в четвертом – 70%.
Законодательные изменения вызваны спецификой отрасли, основной доход в которой получают после сбора и реализации продукции. Сохраненные в течение первых трех кварталов средства аграрии смогут использовать для развития своего бизнеса, отличающегося большими рисками из-за неблагоприятных погодных условий.
Александр ЗАВЕЛЯ.
Фото: www.vspmr.org