«Не хочешь ли в воскресенье проверить свои познания в географии?» – редакторский вопрос и стал предтечей моего участия в международной просветительской акции «Географический диктант».
Поэтому, уже будучи в университетской аудитории и заполняя анкету участника диктанта, в графе, интересовавшейся, откуда узнал о его проведении, указал: «Из СМИ». Кроме стандартных анкетных данных о возрасте, поле, профессии и образовании, надо было также указать, что знаешь о Российском географическом обществе. Вспомнил, что проводится фотоконкурс «Самая красивая страна», а заодно и о скачанных из Интернета книгах из издаваемой РГО серии «Русские путешественники». Квадратики с соответствующими вариантами ответов были в бланке анкеты.
Географический диктант проводится с 2015 года. Приднестровье в этом проекте участвует второй раз. По словам замдекана естественно-географического факультета Владимира Фоменко, в прошлом году участников было 102, в нынешнем – 115. Могло, кстати, быть и больше.
Я заранее подъехал к университету. На скамейке у одного корпуса сидели люди разных возрастов. Потом подошла ещё группа молодёжи. Попыток войти вовнутрь никто не предпринимал, но по всему было видно, что все они пришли на географический диктант. День то был воскресный, а, следовательно, занятий в университете не было. Подслушанные разговоры подтвердили мои догадки.
И вот в честь выходного дня… дверь в корпус оказалась закрытой. Кто-то из пришедших, ещё раз дёрнув на себя ручку, махнул рукой и пошёл по направлению к остановке. Возможно, недосчитались бы не только этого парня, если бы не подошла женщина с несколькими детьми школьного возраста. «Чего не заходите?» – обратилась она к группке ребят, расположившейся на скамейке у памятника Шевченко. «Не пускают», – сказал кто-то. «Так это не здесь. Пойдёмте!» – было сказано в ответ, и скамейка тут же опустела. Последовал и я за ними, а, уже заворачивая за угол, увидел, что в нашем направлении потянулись и остальные. Логично было предположить, что географический диктант должен был писаться в одной из аудиторий естественно-географического факультета, но под него выделили помещение совершенно в другом корпусе. Данное обстоятельство и ввело в заблуждение, как оказалось, не только меня, но и ещё с три десятка участников диктанта.
По его окончании я познакомился с женщиной, которая выступила в качестве внештатного гида по университетским коридорам. Учитель географии из Бендер Татьяна Моцок второй год участвует в географическом диктанте. И не только сама, а с группой своих учеников. А ещё она стала примером для своей дочери, которая тоже преподаёт географию, но в другой школе. «В этом году вопросы были менее сложными, чем в прошлом», – заметила в интервью журналистам Екатерина Моцок, рассказав, что на ближайшем уроке она собирается проанализировать их. При этом она посетовала, что слишком уж мало часов в нынешнее время отведено под географию в школе – всего один урок. О том, что задания в этом году проще, сказал перед началом диктанта и Владимир Фоменко. Он подчеркнул, что после прошлогоднего в адрес организаторов (Российского географического общества, а за рубежом это ещё и местные представительства Россотрудничества) были обращения по поводу сложности вопросов зарубежных участников диктанта. Упрощения коснулись только варианта, который был составлен специально для заграницы. Сложность заданий для российских участников, а также онлайн-вариант, который размещён на сайте РГО, осталась прежней. В прошлом году к этому проекту подключились 25 стран. В нынешнем их стало уже 99.
Всего диктант состоял из сорока вопросов. Тридцать касались России, а десять – Приднестровья. На первые отвечал каждый индивидуально, проставляя ответы в специальном бланке. Приднестровская часть диктанта была «хоровой». На экране появлялись изображения с так называемыми «маркерами» – композицией из разнообразных изображений, по которым надо было определить, например, о каком населённом пункте, учёном или народе идёт речь. Отвечали устно. Кто знал, тот и тянул руку.
На некоторые вопросы были даны варианты ответов, другие таковых не предполагали. Например, в первом случае из пяти предложенных российских регионов надо было выбрать тот, на чьей территории сразу три часовых пояса, а во втором надо было назвать автора словаря – одного из основателей Российского географического общества. Вопросы, действительно, не столь уж и сложные для тех, кто любит географию, но были заковыристее. Вы, не пользуясь Интернетом, смогли бы назвать заповедник в Калмыкии, второе слово в названии которого «земли»?
«Я уверена, что правильно ответила на 25 вопросов из 30», – заявила в интервью нашей газете одиннадцатилетняя Злата. Признаться, у меня у самого затруднения вызвали четыре вопроса. Проверил себя, и оказалось, что при ответе на два из них я допустил ошибки. А тут в одиннадцать лет и такое знание географии! Кстати, Злата вместе с подружкой Юлианой решили пойти на диктант самостоятельно, а в разговоре со мной пообещали, что сагитируют своих одноклассников поучаствовать в диктанте и в следующем году.
Результаты нынешнего станут известны примерно через месяц. Бланки с ответами будут отсканированы и по электронной почте направлены в РГО. Кстати, в прошлом году приднестровцы показали очень неплохие результаты. Наша республика вошла в десятку стран с наиболее лучшими познаниями в географии. Но их всего-то и было 25. Посмотрим, как сейчас обстоят дела.
К слову, приднестровцы активно участвуют и в тотальном, и в экономическом диктантах. Благое дело. Когда бы я, например, проверил свои знания, ни капли не стесняясь показаться «незнайкой». Ведь диктант анонимен. Ты получаешь бланк с шифром. Фамилия фиксируется лишь для учёта числа участников, а главное – для получения именного сертификата с подписью и печатью, в данном случае декана и деканата естественно-географического факультета ПГУ. Да, но всё, о чём шла речь несколькими строками выше, – российские проекты, ставшие уже международными. А что наш минпрос? Например, неплохо было бы провести по образцу и подобию всеприднестровский исторический диктант на знание мировой, отечественной в широком смысле этого слова истории и приднестровской её части. А то зачастую такого от молодёжи в соцсетях на исторические темы начитаешься, что с десяток минут из оцепенения выйти не можешь…
Кирилл Нефёдов.
Фото: www.novostipmr.com