Всем известно, что для настоящей дружбы не существует границ и расстояний, и приднестровцы на деле сумели доказать эту истину, проявив черты, присущие всему нашему народу, оказав бескорыстную помощь и дружескую поддержку близкому по духу народу Южной Осетии.
У приднестровцев нет сомнений, кто в августе 2008 года был жертвой, а кто – агрессором.
В силу известных причин Приднестровье не имело возможности оказать военную поддержку братской Южной Осетии, но не ошибусь, если скажу, что многие тогда были готовы стать плечом к плечу с мужественными защитниками осажденного Цхинвала.
В первые же дни агрессии Президентом Приднестровья было принято решение оказать самую широкую поддержку РЮО. 13 августа Распоряжением Президента ПМР была создана Комиссия по оказанию помощи Южной Осетии в ликвидации последствий вооруженной агрессии со стороны Грузии, и это несмотря на тяжелейшую ситуацию в республике, связанную с небывалым наводнением летом 2008 года. 15 августа из Цхинвала вернулась приднестровская делегация, которая во взаимодействии с югоосетинскими коллегами определила направления и объёмы возможной приднестровской помощи. После обсуждения ситуации Президент подписал распоряжение о создании Приднестровского добровольческого аварийно-спасательного отряда.
О событиях тех дней рассказывает командир добровольческого аварийно-спасательного отряда Виталий Янковский, в то время – руководитель управления по вопросам обороны Совета безопасности ПМР:
«Подготовка была стремительной. В кратчайшие сроки из числа добровольцев приднестровских организаций – ООО «Тираспольтрансгаз», ОАО «Бендерыстрой», ГУПГК «Днестрэнерго», ГУП «ЕРЭС», МГУП «Тирастеплоэнерго», ОАО «Мэтр» – была сформирована и экипирована первая группа. Каменщики, кровельщики, сварщики, электрики, плотники – именно те специалисты, которые наиболее востребованы на первоначальном этапе восстановительных работ. Как командир нашего добровольческого отряда, я и сегодня хочу повторить слова благодарности руководителям министерств государственной безопасности, обороны, промышленности и особенно министерства внутренних дел за помощь в формировании и комплектации отряда, первая группа которого уже 27 августа прибыла в столицу Южной Осетии.
До Цхинвала 2 тыс. км. Дорога была сложной, особенно прохождение границ. Для приднестровцев это была акция человеческой помощи, а стражами границ наш отряд нередко рассматривался как источник наживы и политических дивидендов. Началось всё 25 августа на приднестровско-украинской границе в Кучурганах. Досмотр длился почти всю ночь – более 5 часов, транспорт и сумки были вывернуты наизнанку, при этом всё снималось на видеокамеру для отчета в Киев.
Прибыв в Цхинвал, мы разместились в здании Дворца профсоюзов. Это были служебные помещения с видом на звезды: где-то не было стекол, а где-то и стен, всё, к чему ни притронешься, в едкой копоти и саже. Подняли приднестровский флаг и закрепили транспарант «Приднестровцы – народу Южной Осетии».
Работали на двух объектах общей площадью 1000 кв. м. На первом этапе вели демонтаж крыш, старых окон, дверей, полов, нарушенных перекрытий и простенков. Мусора вывезли более 100 тонн. Восстановили разрушенные снарядами стены, смонтировали новые системы водоснабжения, канализации, электропроводку, частично заменили систему отопления. Вечерами находили возможность после основной работы помочь городским службам на складах, где грузили в машины продукты питания для сельских школ, занимались нарезкой стекла, помогали людям в ремонте кровли, в перевозке мебели, и все это, конечно, добровольно и бесплатно.
На объекте ввели особый режим, основанный на жесткой дисциплине. Несли круглосуточное внутреннее дежурство, а после того, как в 300 метрах от нас грузинскими спецслужбами был совершен теракт и погибли несколько военнослужащих России, мы сократили работы за пределами стройобъектов, определили выход в город только днём и по нескольку человек, а по ночам рядом с нашими дневальными установили дежурство спецназа Южной Осетии.
Кроме приднестровцев восстановлением разрушенных объектов Цхинвала занимался «Спецстрой» России, организованный по образу и подобию советского стройбата, который оказывал помощь, снабжая наш объект стройматериалами из России. Приднестровский отряд был образцовым по поддержанию порядка и качеству работ. Всё чаще приезжающие из Москвы журналисты и начальники заходили к нам, так как наш объект был одним из тех, где к началу сентября уже была видна реальная работа. Не обошлось и без курьёзов. Пришел как-то к нам российский прораб и говорит: «Ребята, на время московских проверок, пожалуйста, вешайте табличку «Спецстроя», да наши робы надевайте, а мы вам за это стройматериалы будем поставлять без задержек и строительной техникой поможем». Шутки шутками, а чтобы не допустить простоя, приходилось идти на некоторые компромиссы, но приднестровский флаг мы не спускали.
За три месяца восстановительных работ, а точнее с 25 августа по 15 ноября 2008 года, через возрождающийся Цхинвал прошло более 100 приднестровских добровольцев, и это были не только работники строительных профессий, но и журналисты, милиционеры, военные и другие. Приднестровские спецы честно делали свою работу, искренне помогая попавшему в беду народу Южной Осетии.
Думаю, буду не далек от истины, если скажу, что для большинства из них эта командировка стала как минимум самым главным событием года. Впоследствии 23 добровольца были представлены к государственным наградам ПМР. Трое приднестровцев, участников восстановительных работ, позже вернулись в Южную Осетию и устроились там на работу по строительным специальностям (бульдозерист, сантехник и сварщик). В Цхинвале им был оказан хороший прием, выделено служебное жилье, предоставлена работа по специальности. Их труд даже был отмечен благодарственным письмом в адрес Президента ПМР.
Сейчас по прошествии времени мне кажется, что для Приднестровья это была и остается беспрецедентная по своему масштабу акция. И дело не только в политических дивидендах и финансовой стороне, которая действительно была колоссальная, – это вагоны приднестровского металлопроката и цемента, машины товаров народного потребления, помощь людей, десант добровольцев-строителей.
В конце концов, разве есть цена у дружеского рукопожатия или слез благодарности? Такие поступки дают возможность проявить характер и почувствовать себя человеком. В обычной жизни не часто есть место настоящему поступку. В 2008 году приднестровцы такой поступок совершили, проявив приднестровский характер.
Пользуясь этой возможностью, передаю привет Сергею Макарову, Владимиру Брушковскому, Василию Улиничу, Игорю Каре, Василию Тигле, Игорю Важеву, Виктору Зелинскому, Александру Железняку, Сергею Калинину, Михаилу Глекову, Федору Караману, Олегу Легасю, Виктору Балабану, Алексею Соколову, и всем ребятам-добровольцам, находившимся тогда со мной в послевоенном Цхинвале. Спасибо вам, друзья, за проявленное мужество и профессионализм».