На улице шел дождь, но в зале Тираспольского объединенного музея было тепло, многолюдно и солнечно. Здесь проходило открытие персональной выставки картин «Тирасполь в акварели» Олега Болтнева, члена союза художников Приднестровья, отличного работника ПМР. Выставку автор приурочил, в том числе, к своему 40-му дню рождения, но в первую очередь – ко Дню города Тирасполя, в котором он родился, в котором творит.
На выставке представлено более 50 работ, и все они написаны акварелью. Автор задумал показать знакомые места родного города не с парадного входа, а, так сказать, с черного. На его картинах можно увидеть улочки и дворики Тирасполя, о существовании которых знают даже не все местные жители. И пусть эти места не являются визитной карточкой города, но они не менее интересны, в них столько души и характера. Олег Болтнев много ходит пешком и подмечает виды города, которыми хочет поделиться. «Вот наш знаменитый театр, но я его увидел с непривычного ракурса. Не фронтально, во всем его великолепии, а нашел точку сбоку, с черного входа. Вот и в парке «Победа» памятник Котовскому показал со спины, а не фасадно», – говорит Олег Болтнев.
Акварель – одна из самых сложных техник, незаслуженно недооцененных, делится автор выставки. Начинающие художники работают акварелью, пока учатся. А потом выбирают более долговечный материал. «Акварель же легкая, быстрая, краткосрочная, работа ею пишется практически в один присест, – объясняет художник. – Потому что, если дописывать через час, через день, то будет уже другое настроение». Олег Болтнев также практикует технику акварели на мятой бумаге. Рассказывает, что акварелью управлять сложно. Случается, не ты руководишь ею, а она тобой. Когда же бумагу мнешь, выходит другая, более объемная фактура, краска ложится иначе.
Обычно для художника самая любимая работа – последняя. По словам автора выставки, она любима неделю, максимум – две. Потом приходит понимание: можно было сделать лучше, чуть по-другому. И тогда хочется идти дальше. «Одна из последних моих работ на этой выставке – остановка, которая находится в Красных Казармах, – художник показывает на картину. – Таких советских остановок в Тирасполе осталось мало. Я люблю писать и старые исчезающие места, напоминающие мне о детстве, и современные виды города, новостройки».
На выставке Олега Болтнева яблоку негде было упасть. Такой аншлаг, по словам посетителей, вызван, в первую очередь, интересом к творчеству Олега Васильевича. Но не менее притягательными для поклонников его творчества являются человеческие качества художника. Так Варвара Солярик, ученица Олега Болтнева, художник-декоратор Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н. С. Аронецкой, рассказывает: «Я окончила художественную школу 11 лет назад, но и сегодня мы с моим учителем Олегом Васильевичем поддерживаем дружеские отношения. Он редкий человек, таких мало. Всегда готов помочь и поддержать. Он пишет большей частью акварелью, и это его фишка. Акварель по технике очень сложная, даже пейзаж не каждый возьмется выполнять ею. Олег Болтнев, по-моему, чуть ли не единственный мастер Приднестровья, который удачно работает в этой технике».
Присутствовавшие на выставке гости говорили теплые, не формальные слова. Потому что шли они от души, потому что были искренни. Мария Пащенко, заместитель главы госадминистрации города Тирасполя и города Днестровска по социальному развитию, обратилась к посетителям выставки и ее автору: «В сентябре оживляется культурная жизнь города, республики. И я очень рада тому, что сегодня у нас происходит такое важное культурное событие, как открытие этой выставки. Понимаю, что автор шел к ней долго, приложил огромные усилия души, сердца, таланта. Мне очень импонирует, что Олег Болтнев вот уже 16 лет обучает наших юных тираспольчан в художественной школе им. А. Ф. Фойницкого. Он не только реализует свой талант, но и воспитывает юных художников нашей республики. Спасибо, Олег Васильевич, что Вы своим творчеством прославляете наш город».
Давно знающий Олега Болтнева Сергей Панов, председатель союза художников ПМР, отметил: «Из представленных работ более половины я еще не видел, хотя выставки Олег проводит регулярно. Это говорит о том, что человек любит свое дело и постоянно трудится. Он хороший пример непростого сочетания педагогики и творчества».
…По залу среди прочих гостей прогуливались две женщины, и вдруг одна из них остановилась напротив картины «Переулок Чкалова, 4», застыла. «Я здесь жила, смотри, это же мои окна!» – сказала она своей спутнице. И таких «смотри» на выставке было в этот день много. Посетители узнавали родные улочки, места детства, оставшиеся прежними или изменившиеся, но все равно дорогие сердцу.
– Ваша выставка получилась такой душевной! – вновь осматривая зал, обращаюсь к автору выставки.
– Она такой и задумывалась, – улыбается художник. – Я здесь родился, здесь живу и люблю этот город, потому и пишу его. Я рисую то, что вижу, что доставляет мне эстетическое удовольствие. И увиденное перевожу из трехмерного измерения в двухмерное. Я не рисую Париж, а рисую Тирасполь. Пусть Париж пишут парижане.
Татьяна Астахова-Синхани.