Внешняя суровость этого человека на первый взгляд обманчива. И только заговорив с ним, можно понять, насколько он глубок в своем мироощущении: в оценке ситуации, в способности видеть то, чего иной даже не заметит, в искусстве быть последовательным, в умении сопереживать… Этот набор качеств, возможно, данных от природы, но, вероятнее всего, воспитанных в процессе жизни, в высшей степени присущ Степану Ивановичу Плацынде.
Его личность меня как журналиста «зацепила» больше года назад. Сначала услышала имя, оно часто звучало из уст его коллег, с которыми меня сводила работа выездного корреспондента. Наконец, на одном из совещаний аграриев состоялось знакомство и договор о поездке в его интенсивный сад.
Потом Степан Иванович надолго «пропал»… в Северной Италии. И наш разговор автоматически отложился на год, то есть на нынешний август.
Первое, что спросила при встрече, зачем ему, успешному производителю зерновых культур, одному из крупных землепользователей Григориопольского района, нужен интенсивный сад, требующий немыслимых финансовых вложений и постоянных забот?
– Конечно, зерно выгоднее, – подтвердил Степан Иванович. – И затрат там меньше, и нервотрёпки. Посеял и ждёшь, пока созреет, убрал, продал, и цикл завершён. А здесь (разговор происходил в саду. – Прим. авт.) заложен огромный труд большого числа людей. Мы видим только деревья, а под землёй проложены километры коммуникаций, протянуты подводящие водопроводы, капельные трубки, обеспечивающие каждое дерево водой и минеральными удобрениями.
Чтобы представить масштабы труда трёх последних лет, приведу лишь несколько характерных цифр. Всего под интенсивный сад отведено 143,6 гектара земли. Высажено 230 тысяч саженцев яблони девяти сортов, 49 тысяч косточковых – черешни, абрикоса, сливы разных сортов, а также 12 тысяч кустов столового винограда. Яблони 2017 года уже начали активно плодоносить. И зрелище это впечатляет. Деревце, немногим выше человеческого роста, сплошь усыпано набирающими спелость плодами. Увидав такое благолепие, невольно поймёшь Адама и Еву, не сумевших удержаться от вкушения плода желаний.
«Это сорт «Гала», – продолжил рассказ Степан Иванович. – Через пару недель во рту таять будет». Впрочем, я с удовольствием похрустела и недозрелым плодом.
Люди старшего поколения должны хорошо помнить фирменные яблоки из молдавских пальметтных садов, пользовавшиеся огромным спросом на всём пространстве большой страны. Развитие садоводства, затормозившееся после развала СССР, тем не менее бурно продвигалось и совершенствовалось на Западе. Поэтому все технологии и материалы интенсивного сада, заложенного Степаном Плацындой, привезены из Северной Италии. В зрелом возрасте такой сад может приносить более 50 тонн фруктов с 1 гектара.
Он сумел найти себя и в стабильном советском времени, где за человека всё решало государство, и в нынешнем, где все знают, чьим делом должно быть спасение утопающего. Неординарность мышления, твёрдая воля и неудержимая целеустремлённость проявились у Степана Ивановича на исходе Советского Союза, когда он буквально за год вытащил из глубочайшего банкротства один из григориопольских совхозов, который вообще собирались расформировать, а земли раздать соседним хозяйствам. Плацында был для руководства района последней надеждой. Сам же он говорит, что его тогда «кинули под поезд». Этот период его жизни «тянет» на целую диссертацию по теме «Как выходить из кризиса?».
«Я очень жалею о распаде Советского Союза, – поделился он своей непреходящей болью. – Сегодня приходится вариться в собственном соку. Хотя данный факт можно расценивать и по-иному, как свободу выбора, чего мы все были лишены ранее. Если бы можно было к сегодняшним возможностям добавить социальный пакет гарантированных советским государством прав…».
Изъяны нынешних времен он по возможности пытается исправить, хотя бы для людей, работающих в его фирме. Заложив сад, Плацында создал в своем ООО «Агро Компакт» ещё около 60 рабочих мест и, несмотря на то, что с выходом на проектную мощность и приобретением современного оборудования по уборке и сохранению продукции количество работы ограничилось, он не намерен сокращать численность своего персонала. Здесь к МРОТ выплачивается 30% премия, существует бесплатное питание… Помимо этого Степан Иванович после погашения последнего кредита намерен уже не придерживаться минимального расчётного уровня, а сделать своим работникам полноценную зарплату, тем более, что виды на нынешний урожай вполне благоприятные.
Все эти меры направлены на удержание людей от эмиграции в РФ и европейские страны. Трудовых ресурсов не хватает и у нас, и в Молдове, к себе в сад Плацында возит рабочих из трёх окрестных сёл, но при этом ещё четыре десятка готовы хоть сейчас устроиться в его фирму. Он постоянно ломает голову, чем их занять. «Вот сейчас могу взять на уборку, а потом посмотрим, – говорит он. – Люди уезжают семьями, и обратно мало кто возвращается. И в этом большая опасность для всего государства. Нужна достойная зарплата. У нас очень трудолюбивый народ, и он заслуживает лучшей жизни, чем имеет сегодня».
Интенсивный сад, по мнению Степана Плацынды, – это не только зримый след, который он хочет оставить на земле после себя, но ещё и модель для других предпринимателей по созданию рабочих мест и сохранению народонаселения. Сегодня это становится реальностью, поскольку государство повернулось лицом к аграриям. Льготные кредиты под 5 процентов дают предпринимателям возможность развития. У тех, кто ранее занимался только зерновыми культурами, просыпается интерес к овощеводству и садоводству.
«Нет у нас газа, нефти, металла, – говорит Степан Иванович, – но есть плодородные земли и прекрасные климатические условия. Так почему мы не можем это использовать во благо себе? Наши фрукты и овощи уникальны по своим вкусовым качествам, нигде таких не найти. Разве этим нельзя гордиться? У итальянцев, чьи технологии мы сегодня используем, сады расположены в горной местности, на каменистой почве и не превышают 5-7 гектаров, но при этом они умудряются кормить своей продукцией половину Европы».
Оптимизм Степана Ивановича имеет под собой реальную почву. Он прошёл весь трудный путь приднестровского агрария, в полной мере ощутив разруху былой хозяйственной структуры, познав потери и разочарования. «Мы отошли от опасной черты, – уверен он, – в сельском хозяйстве во многом благодаря Российской Федерации, усилилась мотивация, наметился явный подъём, что в ближайшем будущем станет очевидным для всех приднестровцев».
Галина БЕЗНОСЕНКО.
г. Григориополь.