Моей семьи война коснулась
Подростком Саша Пашкевич убежал из дома, чтобы участвовать в гражданской войне 1919-1920 годов. Был ранен, лежал в госпитале, развёрнутом в Киево-Печерской лавре.
В это время в Киеве, на берегу Днепра, находились военные склады с провиантом, обмундированием и медикаментами с царских времён. Киевское военное начальство решило помочь голодающей Москве. Продукты погрузили на баржу, а сопровождать драгоценный груз поручили группе смелых и надёжных бойцов из части, куда по выздоровлению вернулся Александр Пашкевич. Каждому вручили личное оружие, пулемёт «максим» с патронами…
По пути на них нападали разные банды, но бойцы отстреливались, защищали груз и благополучно дотянули баржу до несудоходного места на Днепре. На берегу их поджидал бронепоезд, на котором груз доставили в Москву, на Киевский вокзал, где их встретил Феликс Дзержинский. Он лично пожал всем бойцам руку и поблагодарил за успешное проведение операции. Он же сообщил, что продукты и медикаменты пойдут прежде всего в детские дома и больницы.
В ЧК с бойцами провели беседу о необходимости укрепления охраны Государственной границы Страны Советов. Молодым бойцам предложили три варианта службы: север республики, Средняя Азия и западная граница в районе Тирасполя, на Днестре. Александр Петрович Пашкевич (а это мой отец) выбрал 25-й пограничный отряд, где его назначили начальником заставы в селе Парканы. Даже после демобилизации он ещё несколько лет в тридцатые годы работал бригадиром по строительству ДОТов и ДЗОТов местного укрепрайона на левом берегу Днестра.
…После освобождения Тирасполя, в апреле 1944 года отца мобилизовали в ряды Красной Армии. Он участвовал в Ясско-Кишинёвской операции. Во фронтовой жизни у него было много опасных моментов. Из его рассказов мне особенно запомнился один эпизод. Отряду, где служил отец, было приказано выдвинуться вперёд и сдерживать натиск врага до подхода основных сил. В ходе затяжного боя закончились патроны. Командир приказывает любой ценой пройти по открытой и простреливаемой фашистами местности и доставить патроны. Один за другим погибли трое посланных солдат. Назревала критическая ситуация: немцы наседали, а отбиваться нечем…
Командир готов был назвать имя добровольца. Но все молчали. И тогда выполнить эту нелёгкую боевую задачу вызвался Александр Пашкевич. Командиру не хотелось отпускать моего отца – был он самым старшим по возрасту, дома его ждали шестеро детей. Но отец настоял на своём, сославшись на фронтовой опыт, приобретённый во время гражданской войны. Только ему известно, каким чудом он добрался до расположения своей части и, погрузив на плечи две тяжёлых оцинкованных ёмкости с патронами, двинулся в обратный путь. Предстояло пройти с этим грузом по открытой местности. И он прошёл! Во весь рост! Немцы почему-то не стреляли. Возможно, у них тоже кончились патроны. А скорее всего, их удивил смелый поступок русского солдата. Своим мужеством и отвагой отец спас от неминуемой гибели однополчан. Возможно, помог ему в трудную минуту медальон с образком Николая Чудотворца внутри, который он нашёл и носил всю войну у сердца…
Отец был отличным снайпером. Его часть достигла Болгарии. В Парканах он хорошо овладел болгарским языком, его взяли переводчиком. В Болгарии отец встретил День Победы, в конце 1945 года вернулся, к нашей общей радости, домой.
ТАТЬЯНА БАРКАРЬ.
г. Тирасполь.