Домой Политика Рискованные предвыборные трюки

Рискованные предвыборные трюки

0

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, рекомендующая России вывести свои войска из Приднестровья, прежде всего показала, что мир уже не однополярен, как это было ещё не в столь далёкие времена.

За предложение Молдовы высказалось всего 64 государства из 193 стран – членов организации. Представители некоторых вообще не присутствовали на заседании.  15 высказались категорически против. Ещё 83 тоже не были согласны, но выразили это не в столь открытой форме – они воздержались. Из 15 голосовавших против резолюции стоит выделить, с одной стороны, Иран и КНДР, которые постоянно ощущают прессинг со стороны Соединённых Штатов, а также Армению и Белоруссию. После недавней смены власти в Ереване многие эксперты предрекали постепенный отход страны от России. Нынешнее голосование в ООН показало, что прогнозы были преждевременными. Что же касается Минска, то, несмотря на периодические трения между ним и Москвой, он ещё раз показал, что в серьёзных вопросах он по-прежнему является союзником России.  Иран вместе с Северной Кореей и ещё рядом государств, периодически испытывающих политическое, дипломатическое и экономическое давление с Запада, своим голосованием показали, кому выгодна инициированная Кишинёвом резолюция. Конечно же, в Тегеране и Пхеньяне имели в виду не Молдову…

«За» проголосовали США, Канада, Румыния вкупе с остальными странами ЕС, а из постсовестких стран, кроме входящих в Евросоюз Латвии, Литвы и Эстонии, – Украина, Грузия и Азербайджан (иного от них ожидать было бы трудно). Было ещё несколько государств, находящихся далековато от молдо-приднестровского конфликта, но которые по традиционной инерции голосуют так же, как и их североамериканские и европейские партнёры. Относительно последних первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин в интервью телеканалу Russia Today заявил: «Не разбираясь в существе проблемы, в том, что на самом деле происходит, что российские войска стали гарантом невозобновления военного конфликта 1992 года, какие-то страны могут голосовать по этой причине».

Официальным комментарием на резолюцию отозвался и Департамент информации и печати МИД России. В нём насчёт роли, которую играют в зоне молдо-приднестровского конфликта российские войска, сказано: «С трагических событий 1992 г. прошло не так и много времени, и тем удивительнее, что многие действующие политики, причем не только в Кишиневе, успели подзабыть тот непреложный факт, что только благодаря своевременному вмешательству российских войск было прекращено кровопролитие на Днестре, созданы условия для запуска процесса мирного урегулирования. И по сей день российский воинский контингент остается гарантом мира и стабильности в Приднестровье».

Эта же мысль высказана и в официальном комментарии МИД ПМР. Там, в частности, говорится: «В министерстве иностранных дел ПМР подчеркивают, что российские военнослужащие в Приднестровье выполняют исключительно задачи по обеспечению устойчивого мира и безопасности, и никаких иных Вооруженных сил РФ, кроме миротворческих, на территории Приднестровской Молдавской Республики нет. В этой связи во внешнеполитическом ведомстве констатируют, что присутствие миротворческого контингента РФ закреплено и регламентировано основополагающими документами об урегулировании вооруженного конфликта, включая Соглашение 1992 года, а трансформация миротворческой миссии возможна лишь по итогам окончательного урегулирования взаимоотношений между Приднестровьем и Республикой Молдова, что подтверждается, в том числе, Совместным заявлением президентов России, Молдовы и Приднестровья от 18 марта 2009 года. Таким образом, подобного рода демарши со стороны Республики Молдова с задействованием авторитетных международных площадок заведомо обречены на провал и вносят дополнительное напряжение в отношения участников переговорного процесса».

При этом в приднестровском внешнеполитическом ведомстве заявили, что «никакие решения об изменении формата миротворческой операции под эгидой России не могут быть приняты без учета мнения Приднестровья». В связи с этим МИД Приднестровья посоветовал представителям Молдовы «сосредоточить усилия на деятельной работе за столом переговоров в целях улучшения жизни людей и решения конкретных практических проблем».

В самом Кишинёве отношение к голосованию на Генассамблее ООН было неоднозначным. Президент Молдовы Игорь Додон высказался крайне негативно по поводу резолюции, назвав её опасной и способной испортить отношения с Россией. Некоторые же молдавские СМИ, как только в пятницу закончилось голосование в ООН, начали нагонять страху на приднестровцев, мол, российские войска теперь обязаны будут покинуть Приднестровье. Но резолюции Генассамблеи носят рекомендательный характер. Это не решение Совбеза. Вот они обязательны к исполнению. Но там Россия как постоянный член Совета безопасности имеет право вето. Так что, дойди требования Молдовы до этого ООНовского органа, они бы всё равно не были удовлетворены.

То, что в Молдове некоторые политические силы такими действиями пытаются сохранить расположение Запада перед выборами, отметил в своём официальном комментарии Департамент информации и печати МИД РФ. В нём, в частности, говорится: «…рассматриваем данную инициативу как откровенный рекламно-пропагандистский ход части политических деятелей в Кишиневе, стремящихся на почве разжигания антироссийских настроений заработать очки в преддверии приближающихся парламентских выборов».

Нет никакого сомнения, что некоторые политические партии Молдовы действительно будут использовать в предвыборных программах тезис о том, как они добивались вывода российских войск из Приднестровья. Более того, нынешнюю резолюцию Генассамблеи ООН зачтут себе в актив. Использование главной международной площадки для своих предвыборных лозунгов – конечно, оригинальный шаг, но чересчур безответственный и опасный. Хотя, с другой стороны, не было бы этой инициативы МИДЕИ Молдовы, в Кишинёве не убедились бы, что сворачивание миротворческой операции на Днестре поддерживает лишь третья часть мирового сообщества, к которому достаточно часто апеллируют молдавские политики.

Александр Никитин.

Exit mobile version