В прошлом выпуске субботнего «Приднестровья» мы рассказали о некоторых фольклорных мотивах русских, молдаван, украинцев и других народов Приднестровья. Предлагаем продолжить разговор на небезынтересную, на наш взгляд, тему.
Основываться, как и прежде, будем на материалах, собранных приходскими священниками во второй половине XIX века на территории нашего края. Итак, читаем.
…Из благочестивых их обычаев, кроме странствований к святым местам, замечательны ежегодное освящение полей в начале весны, освящение колодцев и новых домов. При крестных процессиях, во время появления эпидемической болезни или падежа скота, равно во время бездождья и других бедствий, в народе заметно благоговейное почитание и молитвенное обращение к ликам Божьей Матери и святого Николая Мирликийского.
Суеверия и предрассудки между прихожанами существуют, как то: когда чешется правая рука, будет свидание с кем-нибудь, а левая – к деньгам. Или же когда кто спешит и встретится со священником, то уже теряет надежду на удачу, а если с евреем, то повезет, и прочее. В день же Богоявления священник, посетив своего прихожанина, должен посидеть у него как можно дольше, иначе хозяйка дома не будет иметь куриц-наседок.
Со дня Пятидесятницы русалки в течение целой недели обитают на деревьях в садах подле дома и дают о себе знать свистками. Они летают и длинными распущенными волосами подметают место, где стояли или же танцевали. По мнению болгар, больше всего русалки любят тех женщин, которые имеют длинные волосы. Поэтому девицы собирают полевые цветы, плетут венки, которыми накрывают головы для предохранения от русалок. В особенности запасаются полынью, содержащую в себе горечь и потому отталкивающую русалок.
В первый день Петрова поста женщины празднуют последний из русалочных дней, которые начинаются у них с недели Сошествия Святого Духа. До восхода солнца стараются выйти на зеленую траву, где, усевшись кружками, пьют и закусывают с радостью и веселием, что ни одну из них не взяли с собой русалки.
Прогремит гром, говорят, что святой пророк Илия разъезжает по небу на колеснице, а о молнии говорят, что Архангел Михаил разгоняет дьяволов, принимающих на себя вид звезд и скрывающихся на тверди небесной. О кометах говорят, что они предвещают войны, неурожаи и другие несчастья. О затмении солнца и луны сообщают, что исчезают светила или из-за грехов людей, или съедают их какие-то небесные чудища, по-молдавски называемые вырколачи.
Ветер – это человек громадной величины, видеть которого может только тот, кто никогда не употреблял лука.
Дождь образуется по следующей причине: дуга, спускаясь на землю, вбирает в себя воду из водоемов и при посредстве ангела разливает её по небу. Случается, что дуга всасывает вместе с водой и лягушек. Те места, из которых дуга набирает воду, могут творить чудеса. Если девице удастся из того места напиться воды, то она в то же мгновение обратится в мужчину; больной от той же воды может получить полное исцеление.
Болезни имеют вид живых существ. Холера, например, бывает в образе женщины в лохмотьях, изнуренной холодом и голодом. Хотя холера очень сердита, но её можно задобрить. Стоит только в то время, когда она явится в дом, накормить её, обогреть. Часто холера бывает и в виде кошки, но в таком виде она не может приблизиться к дому, где есть черная собака.
У украинцев недугующий сглазом немедленно приглашает знахарку, которая наливает в миску воды, погружает в оную пучок василька и нож с костяною рукояткой и таинственно произносит:
Биг пес
Через паньский овес,
Не пошкодыло –
Ни псу,
Ни вивсу.
Причем после троекратного повторения этой чепухи знахарка, трижды дунувши на воду и плюнувши на пол, поит заговоренной таким образом водой своего злосчастного пациента.
При бездождии существует обычай обливать друг друга водой, что особенно значительно, если обольется местная знахарка.
В день святого Андрея Первозванного ограждают крестообразно чесноком окна у хижин для того, чтобы никакая нечистая сила не коснулась того дома.
Тела самоубийц наказываются полнейшим презрением; их хоронят на границе полей двух деревень. Самоубийцы, по народному понятию, являются на места, где лишили себя жизни в начале всякого месяца; если таковой встретится на пути с человеком, может «пидтяты», то есть подрезать его жизнь. Игривое воображение суеверов рисует эту сторону до того мрачными красками, что всякий страшится ходить с закатом солнца в местах, связанных с самоубийцами.
Приметы: если кошка моет себе мордочку лапой, оборотившись к печи, будет дождь. Квакают лягушки, паук спускается вниз по паутине – будет хорошая погода. Кричит сорока на плетне возле дома – придет гость. Когда первый раз пекут хлеб из пшеницы нового урожая, считают своим долгом бросить один хлеб в колодец, чтобы будущий год был дождливым.
Любопытен рецепт для выведения сверчков: поймай сверчка и выбрось его на перекресток дорог. Куда с этого места отправится сверчок, туда отправятся и все другие, сожительствовавшие с ним.
В народе существуют исторические сказания о турках, которые во время своего владычества здесь деспотически обращались с обитателями этого края. Бытуют представления и о татарских кладах. Татары, как представляют их, были богаты и свое богатство закапывали в землю. Клады могут быть заклятые и незаклятые. Клад заклятый никто не может тронуть, хотя б и знал его место. Таким кладом может завладеть лишь лицо, для которого клад не заклят.
P.S. Как видим, легенды о турецком и татарском золоте бытовали уже во времена наших прапрапрадедов, пионеров освоения края. Дыму без огня не бывает, однако, как видим, найти клад было непростым делом уже в тот период. Вот и оправдывались «заклятым золотом».
Впрочем, мотив недающегося, заговорённого сокровища или, вернее, ожидающего Избранного, похоже, является общечеловеческим. Вспомнить ту же легенду о мече Экскалибуре и короле Артуре.
Так что, кто знает, может, и явится такой человек, который отыщет в подземельях Бендерской крепости золотую карету.
Николай Феч.