4.4 C
Тирасполь
Суббота, 21 декабря, 2024

Популярное за неделю

Как космонавты

Люди с ограниченными возможностями требуют повышенного внимания, заботы, но...

Я здесь родился. Я здесь вырос…

В маленьком зале общественной организации «Союз ветеранов республиканской гвардии»...

Особый порядок финансирования расходов бюджета во время ЧП

Глава исполнительной власти Александр Розенберг открыл заседание Правительства, сделав...

Книга о войне и фронтовиках-земляках

Союз журналистов Приднестровья ведёт подготовку к изданию книги, посвящённой...

Рывок на восток

В предыдущей публикации, посвященной анализу факторов, препятствующих широкому освоению приднестровскими товаропроизводителями российского рынка, повествование было прервано на перечислении  объективных причин этого. Сегодня – окончание предметного разговора на эту тему.

 

 

Во-вторых, за последние годы Россия свернула до минимума социально-экономическое сотрудничество с находящейся в постоянном политическом кризисе Молдовой, работу соответствующей межправительственной двухсторонней комиссии. Вы спросите, причем здесь Приднестровье? Отвечу – в более благоприятные времена несколько приднестровских предприятий, в основном машиностроительной отрасли, участвовали в так называемой межгосударственной программе кооперации. Это когда наши предприятия выполняли заказы для российских на основе межправительственных соглашений, заключенных между РФ и РМ. Правда, есть и в этом отношении отрадные новости буквально текущего момента – российский вице-премьер, Спецпредставитель Президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин в начале октября побывал с визитом в Молдове и Приднестровье. И если у нас предметом диалога стало в большей части развитие социально-гуманитарного сотрудничества, прежде всего по линии АНО «Евразийская интеграция», то в Кишиневе (в диалоге с вице-премьером, министром экономики Октавианом Калмыком) – реанимация некогда тесных экономических связей между двумя странами и доступа молдавских товаров на восточный рынок, потому что на западном их не слишком-то и ждут, как на то надеялись молдаване. При этом Дмитрий Рогозин и ранее неоднократно заявлял о крайней заинтересованности молдавских партнеров в этом.

В-третьих, система импорта в России слишком усложнена всевозможными разрешениями и другими составляющими российской бюрократической системы. На пути наших товаров на российский рынок немало преград: дорогие таможенная «очистка» и сертификация, ввозной НДС (18%). Правда, в последний год в Приднестровье при финансовой поддержке россиян удалось открыть сертификационный центр. Это хоть отчасти позволило снизить расходы наших предприятий при выходе на российский рынок.

Но определяющей преградой на пути наших товаров на российский рынок является их ценовая неконкурентоспособность. В России приднестровским промышленникам так и говорят: «Готовы хоть все у вас купить, в любых объемах, но по более низким ценам, чтобы реализовать». Это происходит не потому, что наши производители такие жадные и изначально устанавливают высокую цену на свою продукцию, нет – она «дорожает» по пути за счет НДС и заградительных пошлин, взимаемых с  нее наравне с молдавской. А в последние два года снижение ценовой конкурентоспособности наших товаров объясняется еще и высоким уровнем девальвации российского рубля, которая стала следствием обвала нефтяных цен. Что же в итоге? А то, что потенциал приднестровских экспортеров конкурировать на  рынке РФ с другими производителями значительно снизился. Вследствие этого резкое падение экспорта в Россию. В прошлом году его объем упал до 8%, при этом экспорт в страны Европейского союза оказался в четыре раза больше, чем в РФ (33%).

Понятно, что ради нас Россия не станет менять налоговую систему, которую принято называть классической и в которой присутствует налог на добавленную стоимость. Значит, производителям необходимо снижать изначально закладываемую в товар цену, себестоимость производимой продукции. Одним из резервов является поддержка промышленников государством путем снижения для них действующих тарифов на энергоносители и предоставления налоговых льгот. На благоприятные климатические условия нашей республики, способные стать ее главным конкурентным преимуществом для развития такой перспективной отрасли, как сельское хозяйство, в ходе встречи в Москве с Президентом ПМР Евгением Шевчуком указывал председатель Московской ассоциации предпринимателей Андрей Поденок. По его мнению, умеренно теплый климат позволяет уменьшить затраты на пользование энергоресурсами, что снижает себестоимость производимой продукции, повышает ее конкурентоспособность, тем самым делая возможным развитие сотрудничества российских и приднестровских предпринимателей в сфере АПК.

Еще одной возможностью снижения себестоимости производимой нами продукции, а значит, и ее конечной цены, является реализация программы субсидирования приднестровского бизнеса за счет российских инвестиций путем формирования специального фонда. Аккумулированные в нем средства необходимо будет направлять на техническую и технологическую модернизацию приднестровских предприятий-экспортеров, ориентированных на потребительский рынок России. И положительный пример такой деятельности есть. В 2008 году, когда у нас были и наводнение, и засуха одновременно, РФ выделила технический кредит для поддержки аграриев и субъектов малого бизнеса. Эти возвратные деньги работают до сих пор. Нам и сейчас нужны целевые инвестиции для развития конкретных отраслей. А кроме как России, кто их нам может выделить? Ответ очевиден. И в этом есть позитивные тренды – Российская Федерация намерена выделить 30 млн российских рублей на переоснащение мелиоративной системы, что позволит стабильно получать более высокие урожаи сельскохозяйственной продукции (сейчас ведутся проектно-изыскательские работы).

К сожалению, натянутые, это если мягко сказать, отношения между Москвой и Киевом тоже рикошетом бьют по нам. Как выясняется, в РФ запрещен экспорт продукции, изготовленной из украинского сырья. А ряд наших предприятий использует его при производстве собственной продукции. Из-за трагических событий на Украине все более негативную роль в поставках приднестровской продукции в Россию стал играть украинский транзитный фактор.

Конечно, мы не сидим и не ждем, пока россияне скажут нам «Добро пожаловать». Так, удалось подписать договор о поставках приднестровской сельхозпродукции в Архангельскую область после визита в Приднестровье большой группы представителей крупных российских ритейлеров (сети розничной торговли). Подписано соглашение о сотрудничестве столицы ПМР Тирасполя и столицы Сибири Новосибирска, около десятка сельхозпроизводителей, благодаря усилиям нашего Правительства, получили беспрепятственный выход со своей продукцией на потребительский рынок России. В Воронеже планируется открыть Торговый дом двух приднестровских предприятий – «КВИНТ» и «Тиротекс». С целью максимального упрощения процесса продвижения наших товаров в восточном направлении необходимыми условиями развития экономических связей является выработка оптимальных схем их доставки на рынки РФ. Этому может способствовать и открытие постоянного многопрофильного представительства Приднестровья в России, и создание в нашей республике совместного торгово-логистического центра, который мог бы заняться концентрацией нашей экспортной продукции и ее отправки в Российскую Федерацию.

Никто не подвергает сомнению утверждения, что мы нуждаемся в российских инвестициях, создании совместных предприятий, увеличении в Приднестровье доли российской собственности (ничто так не привязывает к чему-то как имущество), участии в выполнении государственных заказов для министерств и ведомств РФ, в том числе оборонного, включение ПМР в российскую программу импортозамещения. В связи с этим стоит привести цифру общего объема рынка госзаказа в России – она равняется 30 триллионам рублей РФ, что составляет четверть ВВП страны. Но здесь тоже существует заградительный подводный камень. Дело в том, что тот же оборонный заказ выполняется в России из расчета на всю российскую армию. Такие объемы, естественно, нам не по плечу.  Поэтому ориентиром могут служить развитие и укрепление связей с конкретными субъектами Российской Федерации или даже муниципальными образованиями. Тем более что такие рекомендации в ходе июльского визита в Тирасполь дал нам российский вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Вместе с тем, все эти пожелания будут оставаться благими до тех пор, пока в России не проявят политическую волю и, не озираясь на внешнее окружение, не найдут механизма более тесного сотрудничества с Приднестровьем, или хотя бы облегчения процедуры поставок наших товаров на обширный российский рынок. Ведь понятно, что это всецело зависит не от субъектов федерации, а от федеральных органов власти, министерств и ведомств. И определенные подвижки в этом направлении есть. Третье лицо во властной иерархии России, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко объединила под своей эгидой членов рабочей группы, призванной курировать вопросы, связанные с российско-приднестровским взаимодействием. Пакет предложений, призванных отчасти облегчить преодоление барьеров на пути приднестровских товаров в Россию, находится также на рассмотрении комитетов Госдумы и Совета Федерации. И что примечательно: это с нашей колокольни кажется, что у нас большой промышленный и аграрный потенциал, и мы много выпускаем, а с московской – эти объемы кажутся мизерными, и россияне вполне и очень быстро могут переварить их.

В любом случае, какую-то взаимоприемлемую форму интенсификации взаимодействия Приднестровья и России в экономической сфере искать нужно. Причем делать это необходимо в срочном порядке. Потому что мы хотим и можем поставлять на обширный восточный рынок свою качественную продукцию, нам, как говорится, есть что предложить россиянам. Ведь удалось же Гагаузии, даже находясь в составе унитарной Молдовы, наладить «особые отношения» с Москвой. В этом же ряду особая формула взаимоотношений РФ с Южной Осетией и Абхазией. Так что, чем громче мы будем стучаться в российские двери, прежде всего чиновничьи, тем большая вероятность, что их откроют. Тем более, что и правовая база для этого есть – всеобъемлющий документ в виде протокола «Рогозин-Шевчук», подписанного в Москве осенью 2013 года. Важно наполнить его конкретным содержанием и предложениями по развитию взаимовыгодных экономических связей.

Максимально возможное освоение нашими производителями российского рынка может стать для них своеобразным мостиком к более обширному – евразийскому. В ЕЭС ведь входит Россия, Белоруссия, Казахстан, на подходе Армения, страны средней Азии.

Приднестровье всегда было, есть и, наверное, будет пограничной территорией между двумя мирами, двумя цивилизациями – романской и славянской. К сожалению, современный мир построен на конфронтационной модели. Но чем черт не шутит, может быть, придут другие времена, и «этот сумасшедший мир» изменится к лучшему, и тогда Приднестровью может быть уготована роль площадки для взаимодействия двух сильных геополитических субъектов – Евразийского и Европейского союзов.

окончание.

Начало в №188

от 12.10.2016 г.

 

САВВА МОРОЗОВ.

Новые статьи

Всенародный профессиональный праздник

Этот профессиональный праздник несколько раз менял дату. Изначально с...

Дом на картине

«Товарищи, что же из себя представляет молдавская свадьба?» –...

Предновогодняя Цыбулёвка

Необыкновенной и совершенно волшебной получилась эта поездка в село...

Валя, ты сможешь!

С виду обычный подросток. Широкие, как сейчас модно, джинсы...

Сердечный союз музыки и техники

Что может получиться, если скрипачка полюбит электромонтёра? В случае...

Архив