Порой так легко оступиться, и как же сложно всё исправить. Тем, кто готов к этому, счастье обязательно улыбнётся. Печальная часть семейной истории Юрия и Татьяны уже позади. Они смогли снова стать любящими супругами и родителями двух сыновей. Страница перевёрнута. Но сначала о том, что было до.
Счастливые Татьяна и Юрий сыграли свадьбу. Родители помогли – заказали и оплатили ресторан, машины, пригласили много родственников. Те, в свою очередь, одарили молодых свадебными подарками, деньгами в твёрдой валюте, желали счастливой семейной жизни, детишек побольше. Главный подарок, который любой молодой семье не помешает, квартира, был подарен родителями молодожёнов. В ней сделали хороший ремонт, установили технику, мебель – живи и радуйся в семейном гнёздышке. Счастью молодых не было предела. По утрам Таня готовила завтрак, провожала мужа на работу, а сама отправлялась на службу в местный центр занятости. Вечера и выходные проводили с друзьями. Взрослая жизнь им такой и представлялась – живёшь отдельно от родителей, никто не контролирует возвращение домой, приглашаешь гостей, когда хочешь, в выходные спишь хоть до обеда.
Когда родился сын Витюша, молодая мама полностью посвятила время малышу. Как только он подрос, определили в детский сад, Таня вновь вышла на работу. Хлопот у неё, конечно, прибавилось. Совмещать работу, домашние дела, заботу о сыне и муже приходилось в режиме нон-стоп. Спустя два года в семье родился второй сын Саша. Юрий этим очень гордился, говорил, что теперь у него два наследника. Событие отмечали в узком семейном кругу: с родителями и близкими родственниками. Но радость настолько захватила счастливого отца, что выпить он готов был со всеми друзьями, знакомыми и коллегами-таксистами. Татьяна несколько раз намекала мужу, что пора остановиться. Вскоре не намекать, а говорить прямым текстом стали и на работе, когда несколько раз Юрий не прошёл медицинский осмотр и не был допущен к выезду. Предупреждения о потере работы отрезвили, и посиделки с друзьями прекратились.
Сорвался очень быстро – не вышел в ночную смену, и его уволили. С поиском нового места работы Юра не спешил. С деньгами в семье стало совсем плохо – сбережения таяли быстро, детских пособий едва хватало. Таня попросила помощи у родителей, те не отказали, оплатили долги по коммуналке, внукам купили обновки. Продолжая находиться в декретном отпуске, Татьяна, которая неплохо знала английский, взялась за переводы – на них можно было немного заработать. Днём с детьми, уборка, кухня, стирка, ночью работала за компьютером с текстами. Супруг после нескольких неудачных попыток найти работу руки совсем опустил. На усилия жены как-то выкрутиться смотрел безразлично. Теперь целыми днями лежал на диване и пялился в телевизор, а вечерами шёл к друзьям на «огонёк», где семейные проблемы отступали. Жена в этой карусели дел и забот уже не находила время на разговоры с ним о том, что пора браться за ум и устроиться на работу. Иногда возникали скандалы. И тогда муж, громко хлопнув дверью, вновь уходил в ночь.
В очередной раз, вернувшись под утро, у двери увидел чемодан. Своим ключом замок открыть получилось, но цепочка на двери не позволила и ступить за порог. Юра решил, что это не повод для расстройства, взял вещи и ушёл к маме. В родительском доме его приняли, решив, что молодые сегодня поругались, завтра помирятся. Свободного времени у него теперь было хоть отбавляй, а вот выпить с ним желающих становилось всё меньше. Вчерашние друзья-приятели были поглощены своими семейными делами. У одного ремонт дома, у другого завтра смена, третий едет на дачу картошку копать и так далее. Потом денег, что удавалось у родителей взять, стало не хватать, чтобы как раньше посидеть в кафе. Стал заглядывать в рюмочную, где можно было по стаканчику пропустить.
После очередного похода в такое питейное заведение Юрий брёл через центральный рынок и увидел Таню. Увидел её и испугался, что встретятся, и она увидит его небрежный вид, небритость. Пристроился у прилавка со сложенными коробками, чтобы его не было заметно, и стал смотреть на жену издалека. Про себя отметил, что за эти полгода, как Таня его выставила, она сильно похудела. Нет, она была всё та же красавица, её пышные белокурые волосы были собраны в пучок, одна прядь выбилась и красивой завитушкой обрамляла лицо. На руках держала младшего Сашку, на плече висела тяжёлая сумка с продуктами. «А где старший? – вдруг пронеслась мысль. – С кем оставила? С соседкой?.. Стоп. Витьке же уже 7 лет. В школу пошёл, наверное. Сейчас на уроках. А Танюшка на базар решила сходить, потом, наверное, за ним пойдёт», – подумал Юра, наблюдая за женой. Татьяна подошла к прилавку. Юрий понял: выбирает картошку. Стараясь, чтобы она его не заметила, подошёл и услышал её диалог с продавцами: «Почём картошка?» – «Эта по 8 рублей, эта – 5». «Дорого. А ваша?». Сменив точку наблюдения, он увидел, как продавец набрала в пакет мелкую картошку и протянула Тане. «Самую дешевую взяла. Видно, совсем с деньгами тяжело. Экономит», – подумал он и посмотрел вслед жене.
Весь вечер он маялся. Из головы не выходила мысль о жене и то, что она старается экономить на продуктах. Больше всего в груди щемило оттого, что сыновья растут, им столько сейчас надо, а он вместо того, чтобы кормить семью, с друзьями за бутылкой сидит.
…Юрий стоял перед подъездом, смотрел на дверь и думал: «Ну войду, что скажу? Вдруг не впустит? Не простит». Рука потянулась к дверному звонку соседки. После трели дверь распахнулась: «Здравствуйте, Нина Андреевна. Тани дома нет, звоню-звоню, наверное, с детьми гуляет, передайте ей, когда вернётся, сумку». На ужин Витя и Саша уплетали ароматное картофельное пюре с сосисками.
Уже вторую неделю Юрий работал на рынке грузчиком, а вечером ходил на курсы сварщиков. «Вот получу удостоверение, и можно будет на стройку устроиться. Там и зарплата побольше. С первой же куплю Витьке велосипед, а то у детей во дворе есть, а он у них покататься просит», – рассуждал он про себя, когда разгружал мешки с луком и морковкой. Каждую субботу утром Юра относил сумку с продуктами.
В один из таких дней опальный муж не успел нажать на звонок соседки, как отворилась дверь, и на пороге показался сын Витя: «Папка! Пришёл! Маам, тут папа». «Тише, Витька, я уже ухожу», – только и успел сказать. В коридор выглянула Таня. «Мама, можно папа останется?» – протянул тоненьким голосом сын. Таня взглянула на мужа, улыбнулась и опустила глаза…
Эту историю мне рассказал мой давний знакомый: «Получается, не готов был к семейной жизни, перед трудностями спасовал. Наверное, нам с супругой выпало такое испытание в начале совместного пути. Для себя я точно понял, что дети, жена – самое дорогое, что есть в моей жизни».
Евгения Александрова.