Семьдесят пять лет, как закончилась Великая Отечественная война, но тема эта до сих пор волнует и тревожит. Более того, она и воспринимается и разумом, и сердцем, как будто всё произошло не семьдесят с лишним лет назад, а вчера. И примером тому может служить история советского парня, солдата, морского пехотинца Иосифа Фельдмана, погибшего при обороне Туапсе в неполных двадцать лет. Но о его судьбе вряд ли мы сегодня могли узнать, если бы не дочь его сестры Полина Михайловна Рубина. Именно она много лет искала и, в конце концов, нашла могилу дяди, который навсегда остался двадцатилетним.
…Иосиф был предпоследним в простой многодетной еврейской семье Фельдман. А пока что в довоенной Рыбнице царила мирная жизнь, город строился, рос, работали предприятия, школы и Дом пионеров. Иосиф с детства не был крепышом, но готовил себя к службе в армии, любил спорт, занимался в ДОСААФ и в судомодельном кружке Дома пионеров. Почему-то он был уверен, что будет моряком. За год до начала войны Иосифа призвали в армию, и его служба действительно была связана с морем – он стал морским пехотинцем. Об этом родители узнали из довоенных писем сына.
Когда началась Великая Отечественная война, Иосиф служил в морской стрелковой бригаде. А потом следы его затерялись. История семьи Фельдман трагична: во время оккупации она вся погибла. Фашисты истребили всех – и взрослых, и детей. Выжили только те, кто находился за пределами Рыбницы: старшая сестра Елизавета, врач, служила в прифронтовом госпитале, Татьяна, младшая, на фронте была медсестрой. Обе вернулись после войны в Рыбницу. А вот судьба Иосифа оставалась загадкой. Долгие годы ветеран войны Елизавета Ефимовна Фельдман посылала запросы в архивы страны, но ответ всегда был один: в списках не значится, судьба неизвестна.
Эстафету поисков от матери приняла её дочь Полина, которая с мужем исколесила всё Причерноморье, чтобы найти следы пропавшего на войне дяди. С собой они взяли его фотографию – одну из немногих сохранившихся с довоенного периода. На ней Иосифу всего лет 6-7, а бескозырку ему «одела» сотрудник Рыбницкого музея боевой славы Екатерина Беспалько, мастерски владеющая искусством фотошопа. Позже эта фотография была передана в музей города, при защите которого он погиб…
Поиски привели Рубиных в Туапсе. Благо, было где остановиться – в этом городе жила коллега Полины Михайловны, бывшая рыбничанка Татьяна Александровна Попкова. Она подключила к поискам учеников, которые приняли всем сердцем историю рыбницкого солдата.
«Стоять до последнего! Умрём, но не сдадим Туапсе!» – в сорок первом – сорок втором годах это был главный девиз защитников города. Сотни тысяч советских солдат и моряков отдали жизнь за город. Но главная цель была достигнута – несмотря на огромные силы, брошенные на прорыв обороны, гитлеровцам не удалось это сделать. Город отстояли.
А о том, какая цена была за это заплачена, свидетельствуют братские могилы и захоронения, которые в большом количестве находятся по периметру города и в близлежащих населённых пунктах. Впоследствии Туапсе присвоено звание «Город воинской славы».
Всё это увидели супруги Рубины, когда приехали в Туапсе. Долгое время их поиски были безрезультатны. Но все изменилось, когда они посетили Музей обороны города.
– Нам посчастливилось присутствовать на параде, посвященном празднику Победы, – с волнением вспоминает Полина Михайловна. – Когда мы представлялись горожанам и говорили, с какой целью приехали в их город, к нам относились очень уважительно, и каждый предлагал помощь. Кто-то посоветовал зайти в Музей обороны Туапсе. К счастью, в этот праздничный день он работал. Сотрудники перелопатили несколько томов документов, но дали дельный совет: езжайте в поселок Месажай, там есть большое воинское захоронение…
10 мая целый день с небольшими перерывами лил ливень. Рубины шли по посёлку и решили зайти на почту, обсохнуть и обогреться. Работники почты, услышав цель приезда гостей из Приднестровья в их город, вызвались помочь и довести до мемориала.
На дождь никто не обращал внимания. Полина Михайловна чувствовала, что они у цели. И вот – памятник, и много-много мраморных плит, на которых высечены имена погибших защитников Туапсе. И вдруг, как удар молнии, – фамилия дяди и голос его племянницы: «Я нашла его!».
Слёзы перемешались с дождём, а она только повторяла: «Наконец-то мы нашли тебя, Иосиф!». Полина Михайловна возложила к плите с именем дяди тюльпаны и склонилась в поклоне…
В пакет она набрала немного земли с братской могилы – чтобы высыпать на могилу матери, которая так долго и безуспешно искала своего брата-солдата.
– Более трех тысяч рыбничан погибли на фронтах Великой Отечественной войны, и их имена увековечены на мемориальных плитах в городе и районе. Вот и я мечтаю, чтобы имя моего брата – рыбничанина, погибшего при обороне Туапсе, – было высечено на мемориальной плите, куда я могла бы принести цветы в праздник или в другой день, куда бы возлагали цветы школьники в День Победы.
Мне кажется, это нужно сделать. Ведь мой дядя мечтал после службы в армии (а получилось после войны) вернуться в родной город. Пусть его мечта сбудется! – уверена Полина Рубина.
Дина РУДАЯ.
Фото из семейного альбома Рубиных.