Ещё раз убедилась в том, что случайных встреч не бывает. В один из дней к нам в редакцию заглянула бодрая пенсионерка (правда, этот социальный статус не совсем подходит к нашей гостье, позже вы поймете почему) с целью поделиться стихами собственного сочинения.
«У меня и детских стишков много. Дети и внуки на всех утренниках читали их. Я даже когда статью в газете читаю, могу сразу написать стихи к ней. Никто меня этому не учил, как чувствую, так и пишу», – сообщила Раиса Афанасьевна Паршина, так зовут нашу гостью. «Сейчас я вам что-то покажу», – продолжила женщина и вынула из сумки внушительную стопку вышитых бисером картин, среди которых большое количество икон, но есть и пейзажи, цветы. «Красота! А сколько времени уходит, чтобы вышить, например, одну икону?» – поинтересовались мы. «Могу хоть всю ночь просидеть за этим занятием, если чем-то увлекаюсь, то основательно», – пошутила Раиса Афанасьевна. «Так я ещё и дипломированная травница, так сказать, народный целитель международной категории», – выпалила она, окончательно заинтриговав нас. Ну и как после этого не рассказать о таком человеке!
Итак, потомственная казачка Раиса Афанасьевна Паршина (в девичестве Кононова) родилась в Тирасполе 26 января 1940 года. С самого детства маленькая Рая отличалась непоседливым характером, так и норовила куда-то сбежать, попутешествовать без ведома родителей, конечно. Не раз мать была озабочена поисками дочери. «До сих пор помню, как однажды мама привязала меня вместе с козой в конце огорода. Козу за шею, меня за ногу, чтобы не натворила дел. Так как детские годы пришлись на военный период, мы были эвакуированы в Гребеники. Там тоже случай был интересный: бегала к нашим солдатам в окопы, посмотреть, что да как. А они накормили меня гречневой кашей из котелка (вкус незабываемый!) и, не знаю по какой причине, сильно надушили одеколоном. Ох, и досталось мне тогда от бабушки, которая тщетно искала меня по селу», – вспоминает Раиса Афанасьевна.
Стихи писать начала с 7-го класса. «Как придет вдохновение, так и пишу. Причем это может произойти в любой момент. Ехала как-то в троллейбусе, на его окошке была надпись: «Дыханье осени футбольной». Так я на талончике записала четверостишие: «Дыханье осени футбольной, и муж домой бежит довольный, «Спартак» как ни был бы хитер, но всё же выиграл «Шахтер», – рассказывает женщина.
«А сбором лекарственных трав почему решили заниматься?» – спрашиваю. «Не знаю, всё на интуитивном уровне. Хотя мне рассказывали, что мой прапрадед по папиной линии был травником. Возможно, с этим как-то связано. Вдобавок ко всему, меня всегда интересовала медицина, я прочла много специализированной литературы. Навряд ли у кого-то из местных врачей есть пять томов Авиценны (Авиценна – средневековый персидский учёный, философ и врач. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. – Прим.). Так вот, многое черпаю оттуда», – отмечает Раиса Афанасьевна. Но самое интересное, лекарства она вообще не принимает, никогда! Говорит, что в её квартире днем с огнем даже бинта не сыщешь.
Больше сорока лет с рюкзаком за плечами «путешествует» она по знакомым и незнакомым лесам и полям в поисках нужной лекарственной травы. Когда пешком, когда автостопом. И это не только территория Приднестровья, но и близлежащие села Украины и Молдовы. «Если шагомером измерить пройденное мной расстояние, то, наверное, оно равнялось бы сотням тысяч километров», – шутит Раиса Афанасьевна. В её копилке более 50 наименований готовых сборов, притом, что в каждый сбор входит по 15-20 трав. Есть даже справка из санэпидемстанции о том, что травяные сборы экологически чистые.
«Вообще, дома мне не сидится, не могу жить без общения. Практически в каждом селе, где собираю травы, у меня друзья, знакомые. Легко схожусь с людьми, причем разных национальностей. Я ведь большую часть супружеской жизни «на колесах» провела. Муж был военный, а я, соответственно, жена офицера. Сразу после того, как расписались в 1959 году, переехали в поселок Тарутино на Украине. Затем было шесть лет жизни в Венгрии, два года в Сирии, город Дамаск. И везде чувствовала себя как дома. Языком владела частично, но всегда могла изъясниться. Главное ведь что – быть человеком воспитанным. Из жизни в Дамаске больше всего запомнился крытый рынок площадью в 40 гектаров. И чего там только не было! Кстати, некоторые арабы, торгующие рыбой, шли на хитрость – подкрашивали краской жабры, сами понимаете для чего. Но советские женщины всегда могли отличить свежий продукт от залежалого. Они очень удивлялись, как мы догадывались об этом. А ещё там бананы росли вдоль дорог, как у нас вишни», – делится воспоминаниями Раиса Паршина.
Что касается профессиональной деятельности, как выражается сама Раиса Афанасьевна, «успела поработать везде и по чуть-чуть»: «Работала и продавцом в цветочных ларьках, и в отделе технического контроля промышленного комбината, а также по благоустройству и озеленению города. Хотя окончила курсы медсестер, пять лет проучилась в институте на географическом факультете, но из-за командировки мужа так и не удалось его окончить. Но спустя время успешно окончила Одесский техникум нефти и газа».
В браке родилось двое сыновей. Сегодня Раиса Афанасьевна – бабушка троих внуков и внучки и прабабушка троих правнуков. А ещё она заядлый рыбак и грибник. Рассказывает, что любовь к рыбалке привил отец, часто брал её с собой. Затем с мужем рыбачила, сейчас одна. Недавний улов – 4 килограмма карасей.
На мой вопрос, откуда она черпает силы и энергию, Раиса Афанасьевна без промедления ответила: «От солнца, луны, деревьев. И это правда, главное, чтобы помыслы были чисты, тогда все живое вокруг будет помогать человеку». А вот сидеть на лавочке у подъезда и обсуждать последние сплетни Раисе Афанасьевне некогда: «Моя жизнь бьёт ключом, правда, иногда по голове, но я всегда стараюсь идти только вперед!».
Ирина Круглова.