Домой Общество Сохранить нынешние форматы!

Сохранить нынешние форматы!

0

19 июня Приднестровье отметило траурную дату – 25 лет начала Бендерской трагедии. Впереди нас ждёт и радостный юбилей – 25 лет со дня ввода в Зону безопасности молдо-приднестровского конфликта Совместных миротворческих сил. До сих пор только благодаря им удаётся поддерживать мир и стабильность на берегах Днестра.

В преддверии обеих дат в Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко прошла международная научная конференция «Война и мир на Днестре: 25 лет миротворческой операции в Приднестровье», в которой приняли участие учёные и эксперты из Приднестровья, России и Молдовы. В рамках форума состоялись презентация книги старшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории «История Приднестровья», профессора Бориса Бомешко «История Приднестровской войны 1992 года» и круглый стол, посвящённый проблематике молдо-приднестровского урегулирования.

Ещё в первый день конференции во многих докладах отмечалось, что в отличие от других непризнанных государств и признанных Россией Южной Осетии и Абхазии, Приднестровье уникально тем, что является равноправной стороной на различных переговорных, как любят выражаться дипломаты, площадках. Подчёркивалась и уникальность миротворческой операции на Днестре, которая, в свою очередь, является залогом её эффективности. Скоро мы отметим 25-летие со дня её начала. С полной уверенностью можно говорить и о 25-летии начала переговоров по молдо-приднестровскому урегулированию. Ведь созданная в июле 1992 года Объединённая контрольная комиссия (ОКК) была первым форматом, где Приднестровье имело те же права, что и другие договаривающиеся стороны. Затем в 2001 году в Братиславе было официально оформлено создание пятистороннего формата «3+2», превратившегося после присоединения в 2005 году наблюдателей (ЕС и США) в нынешний – «5+2». Так в грузино-осетинском конфликте единственной переговорной площадкой была Смешанная контрольная комиссия – аналог нашей ОКК. В неё входили российская, грузинская, североосетинская и югоосетинская делегации. Заседала она в Москве. Здесь уместно заметить, что плановые заседания ОКК проводятся в Бендерах каждый четверг. В российской столице, по естественным причинам, члены СКК собирались не так часто. Нечто подобное «5+2» применительно к Южной Осетии и Грузии в виде так называемых «Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье» по инициативе президентов России и Франции появилось уже после пятидневной войны августа 2008 года. Нагорный Карабах так и вовсе никак не представлен в переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ. Кстати, в зоне азербайджано-карабахского конфликта вообще отсутствуют какие-либо миротворческие структуры. Миротворческая операция в Абхазии проводилась Коллективными силами по поддержанию мира СНГ, которые, согласно решению глав государств Содружества Независимых Государств (включая и Грузию), состояли исключительно из российских военнослужащих. С определённой натяжкой схожие черты с миротворческой операцией в зоне молдо-приднестровского конфликта можно отыскать в структуре Смешанных миротворческих сил в Южной Осетии. В них также входил контингент одной из противоборствующих сторон – грузинской. Осетинская же составляющая в СМС была представлена подразделением, комплектовавшимся в Северной Осетии, то есть на территории Российской Федерации. Таким образом, миротворческая операция на Днестре была и остаётся уникальной – в ней представлены обе стороны конфликта.

Во время круглого стола, состоявшегося во второй день работы конференции, некоторыми его участниками озвучивалась мысль, что переговорный формат «5+2» себя исчерпал. При этом подчёркивалось, что он перестал отвечать интересам Приднестровья с вовлечением в него Евросоюза и США в качестве наблюдателей. Данная точка зрения у остальных участников форума поддержки не нашла. У автора этой публикации даже сложилось мнение, что высказывания об «исчерпанности» «5+2» были из разряда провокационных заготовок для оживления дискуссии. Она действительно после этого оживилась.

В интервью нашей газете учёный из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), кандидат исторических наук Сергей Маркедонов отметил: «Приднестровское преимущество очевидно, потому что здесь республика представлена как участник переговорного процесса. Если даже брать «Женевские дискуссии по безопасности в Закавказье», то там участники из Абхазии и Южной Осетии представляют себя только на личностном уровне, как эксперты. Понятно, что они трудятся в интересах своих стран, но они не представлены как защитники позиции своих стран. Сами государства не признаются как сторона. В приднестровском случае нет признания государства, но есть его признание как участника переговорного процесса.

Причём, что важно, признаётся это не только Россией, но и Западом тоже».

Примечательно, что на следующий день по окончании научного форума во время пресс-конференции Президент Приднестровья Вадим Красносельский дал исчерпывающий ответ на вопрос: «Нужен ли переговорный формат «5+2», и почему его работа тормозится?». «Приднестровье является равноправным участником формата «5+2» со своими правами и обязанностями. Это тоже раздражает. Это тоже пытаются купировать. Я глубоко убеждён, что именно по этой причине произошла «заморозка» этого формата», – отметил глава государства. Он напомнил, что ещё в марте нынешнего года Тирасполь обратился ко всем участникам переговорного формата «5+2» с просьбой о необходимости созыва в ближайшее время встречи. Аналогичные послания были адресованы и министрам иностранных дел всех европейских стран, являющихся одновременно членами и ЕС, и ОБСЕ. «Послушаешь, все вроде «за». На самом деле «за» только Приднестровье и Россия, а все остальные согласны только на словах. Чтобы преодолеть эту грань словесную, я ещё 30 марта обратился к Игорю Николаевичу Додону с предложением подписать совместное обращение двух президентов конфликтующих сторон к Себастьяну Курцу – Действующему председателю ОБСЕ и министру иностранных дел Австрии… Но Игорь Николаевич взял паузу. На дворе уже 18 июня, а ответа нет», – сказал Вадим Красносельский и добавил, что «сложно, конечно, в таких условиях вести переговоры, но идти дальше надо». Ту же самую мысль о выдавливании Приднестровья из числа равноправных участников Президент Приднестровья во время воскресной пресс-конференции высказал и относительно миротворческой операции в зоне молдо-приднестровского конфликта. «Скоро исполнится 25 лет нашей миротворческой операции, которая является самой успешной на всём земном шаре, – сказал Вадим Красносельский. – За это время здесь ни один военный, ни один мирный гражданин не погиб из-за боевых действий. Обращу внимание, что миротворцы представлены не только российскими военными, но и приднестровскими, и молдавскими, то есть представителями конфликтующих сторон. Наоборот, она должна быть взята за основу в других зонах конфликтов. Мы же неоднократно слышали мнения, что необходимо вывести миротворческие войска. Конституционный суд Молдовы принял решение о незаконности нахождения российских миротворцев и предложил даже применить против них силу. Плюс высылка российских дипломатов, большинство из которых были членами Объединённой контрольной комиссии. Всё это говорит о том, что Россию и Приднестровье пытаются лишить и этой площадки». При этом Вадим Красносельский заявил: «Но я вам скажу, что без желания Приднестровья никто отсюда российскую воинскую составляющую не выведет, а миротворцы – гарант нашей безопасности на сегодняшний день».

Но вернёмся к международной научной конференции, завершившейся за день до того, как Президент Приднестровья пообщался с представителями СМИ. В интервью нашей газете кандидат исторических наук, доцент РГГУ, секретарь координационного совета Российской ассоциации украинистов Александр Гущин высказал коллективное мнение российских участников форума: «Сама история молдо-приднестровского конфликта показывает, насколько большую роль в ней играет миротворческая миссия, которая существует уже много лет. Она самая эффективная в мире. Конечно же, сегодня в этом контексте попытки «разморозить» ситуацию, требуя изменения формата миссии, которые, к сожалению, мы наблюдаем в последнее время, являются достаточно рисковым моментом».

Закончилась конференция принятием резолюции, в которой, в частности, выразили «убеждённость в том, что несмотря на деструктивные действия властей Молдовы и Украины, миротворческая операция под эгидой России будет продолжаться в прежнем формате» до тех пор, пока «не будет найдена справедливая формула мирного политического урегулирования конфликта и не будут окончательно нормализованы отношения между Приднестровьем и Молдовой».

В связи с попытками Кишинёва и Киева при поддержке ЕС и США разрушить механизмы нынешнего миротворческого формата в зоне молдо-приднестровского конфликта участники конференции обратились к Президенту и Правительству Российской Федерации с предложением «разработать эффективный механизм совместного с Приднестровьем противодействия этой губительной и провокационной политике».

Как уже говорилось выше, в рамках двухдневной международной научной конференции «Война и мир на Днестре: 25 лет миротворческой операции в Приднестровье» состоялась презентация книги «История приднестровской войны 1992 года», написанной старшим сотрудником научно-исследовательской лаборатории «История Приднестровья», профессором Борисом Бомешко. Как отметил автор научного труда, он постарался максимально объективно изложить историю военной фазы молдо-приднестровского конфликта. При этом особый упор делался на цитировании непосредственных участников, а также представителей политического руководства сторон при минимуме авторских комментариев. Впервые, по словам Бориса Бомешко, полно отображена роль России в прекращении кровопролития на берегах Днестра. Это уже не первый фундаментальный труд, изданный сотрудниками научно-исследовательской лаборатории «История Приднестровья». Достаточно вспомнить вышедший в свет в 2001 году одноимённый двухтомник (второй том издан в двух частях), являющийся наиболее полным исследованием по истории нашего края. Создана же лаборатория была при Приднестровском госуниверситете им. Т.Г. Шевченко в 1991 году по решению Верховного Совета нашей республики. «Это было неслучайным решением, поскольку Молдова ещё в бытность существования Советского Союза начала ломать все курсы. Все учебники истории, по которым учились наши дети, выброшены. Было принято решение об изучении совсем другой истории – истории румын. Для Приднестровья это абсолютно неприемлемо. Нужно было писать учебники, составлять программы. Поэтому и создана эта лаборатория», – отметил возглавляющий лабораторию с первого дня её создания профессор Николай Бабилунга.

В скором времени электронная версия книги будет опубликована на официальном сайте Приднестровского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко.

Кирилл НЕФЁДОВ.

Exit mobile version