Знать и ценить то, что имеешь, сохранять преемственность поколений, строить будущее на прочном фундаменте прошлого и настоящего – таковы законы архитектуры, таковы основы здорового общества и таковы приоритеты общественного движения урбанистики и городской истории «Достояние». На днях в культурно-просветительском центре святых равноапостольных Кирилла и Мефодия открылась выставка, посвященная дореволюционной архитектуре Тирасполя – сохранившейся и, увы, навсегда утраченной.
Участники движения, создатели выставки – опытные краеведы и совсем ещё молодые люди, студенты и выпускники кафедры архитектуры Бендерского политехнического филиала ПГУ: Ростислав Симаченко, Андрей Петков, Наталья Рязанова, Каролина Завати, Кристина Дауд, Ирина Серенко и др.
Как отмечалось на открытии выставки, старая городская архитектура позволяет восстановить историю быта уездного города, ныне основательно забытую. В экспозиции представлены фотографии и чертежи дореволюционных домов, сопровожденные историческими справками. Внешний вид города впервые показан на примере графического материала. По словам краеведа Ростислава Симаченко, собрать всю эту информацию было крайне нелегко. Потребовалось участие многих людей и годы работы. Благодаря проделанному труду теперь можно с точностью сказать, кто жил в том или ином доме «до исторического материализма».
Важно это или нет, пусть каждый решает сам. Активисты движения понимают: большинство современников поглощено повседневными хлопотами. Но без четкого осознания себя как части отечественной истории, без знания самой истории невозможно воспитать гражданина и патриота. В противном случае мы растим потребителей, готовых считать «отечеством» любое место, где можно достичь финансового благополучия.
Вот почему с такой болью юные архитекторы, участники общественного движения «Достояние», воспринимают расставание со старым городом, чьи стены сохраняют на себе дыхание времени, будучи свидетелями минувших времен, судеб и эпох.
С другой стороны, не может не внушать осторожного оптимизма тот факт, что в некоторых современных архитектурных веяниях всё больше прослеживается стремление стилистически продолжить некогда существовавшую линию. Это проявляется в декорировании новых тираспольских построек (главным образом – в центре города) традиционными элементами, столь характерными для архитектуры конца ХIХ – начала ХХ века.
На выставке можно видеть чертежи, рисунки и фотографии давно утраченных и до неузнаваемости перестроенных зданий: реального училища, земской и городской управ, аптеки Красносельского, Тираспольского уездного казначейства и других.
Краеведы и архитекторы категорически не согласны с мнением, согласно которому в «уездном Тирасполе ничего, достойного сохранения, не было». По мнению Андрея Петкова, такая постановка вопроса в принципе не корректна, так как потомки должны принимать историю такой, какой она была, а не судить вчерашний день с точки зрения дня сегодняшнего. Другой истории, других памятников истории и архитектуры у нас просто не будет. Что касается архитектурных достоинств старого Тирасполя, то таковые по многим параметрам превосходят достоинства архитектуры позднейших периодов, включая и, в большинстве своем, сугубо утилитарную архитектуру нашего времени.
Достаточно лишь почитать описания старинных тираспольских построек, чтобы проникнуться неподдельным интересом к тому, мимо чего мы в остальные дни проходим, не задумываясь. Вот, например, скупое перечисление особенностей дома, где до революции жил адвокат Слюнков (ул. Пушкина, 32): «Архитектурная композиция фасада ассиметрична, что является характерным приемом в эпоху модерна начала ХХ века. Однако декоративная обработка выполнена в стиле классицизма. Архитектурные детали просты, но изысканны, что придает зданию строгий парадный вид. Въездная арка примыкает к левой части здания. Она увенчана аттиком, карнизом с рядом модульонов в форме кронштейнов, которые продолжаются и на фасаде. Арка увенчана трехчастным замковым камнем и обрамлена с двух сторон лопатками (лизенами). Кованая решетка арки представляет композиционный центр фасада. Сохранился также кронштейн с крюком, на котором, по-видимому, висел фонарь…».
И скажите, разве не грустно после описания таких изысканных деталей, как модульоны, читать о сохранившемся здании дворянского собрания (напротив Дворца Республики) буквально следующее: «В ходе реконструкции 2009-2010 годов фасад дома был обшит «скорлупой» из композитных материалов, часть каменного декора сбита или повреждена металлическим каркасом обшивки. Здание нуждается в возвращении первоначального облика, учитывая его нахождение в Реестре памятников культурного наследия».
Так какова же культура современников, которые упрямо считают «не заслуживающими внимания» предков? И не в этом ли системная ошибка всех преобразований, что пережило наше общество на протяжении минувших ста лет. Мы строили (пытались построить!) светлое будущее на руинах. Ломать – входило в привычку. И вот уже новое поколение «строителей-разрушителей» перестраивало общество на западный манер (эта трагическая эпоха и получила название «перестройки), забыв, что времен связующая нить не должна прерываться, что культура, система ценностей всегда, при любых обстоятельствах должны идти впереди.
И не может не вызывать острожного оптимизма тот факт, что современная молодежь в лице определенной (пусть и очень небольшой) её части смотрит на мир именно с такого ракурса.
Николай Феч.