…Это был как удар молнии. Разговаривая с заведующей детским садом в селе Малый Молокиш, я открыла ящик стола. Хотела достать чайную ложку, а увидела старую, пожелтевшую, плохо сохранившуюся фотографию и себя на ней: «Что это?».
Этот снимок я видела только однажды полвека назад, здесь же, в детском саду. Но, несмотря на прошедшие годы, хватило секунды, чтобы я всех вспомнила: вот заведующая колхозным детским садом Вера Петровна Зубова, вот бабушки-нянюшки, частоколом стоящие на заднем плане, а вот и дети – от полутора до пяти лет. Дети постарше стоят, а маленькие сидят на расстеленном одеяле. И первая слева в нижнем ряду – я, трёх лет от роду, в белом платке и пальто на вырост. И остальных детей помню: вот мой брат в кепке, вот мои соседи Витя и Люсик, тут даже есть будущий защитник ПМР Александр Тутешнюк, ему года полтора, не больше. Никаких модных курточек и ярких трикотажных шапочек, всё скромно и непритязательно: пальто, платки, в том числе и на мальчиках, шапки-ушанки, кепки на мальчишечьих стриженых головах… Трудно жили – не успели ещё восстановиться, всего-то 12 лет минуло после окончания разрушительной войны.
Прошло время, а я всё помню до мельчайших подробностей. Наверное, к этому прибавились и более поздние воспоминания, но так или иначе – помню всё ясно и чётко, как будто вчера это было…
…1957 год. Колхозный детский сад, который разместился в половине обычного крестьянского дома супружеской четы Ивановых – деда Миколы и бабы Мани. Так их называли в селе. Семья по меркам села была состоятельной, дом добротный. Вот и правление колхоза приняло решение – пока не построили новый детский сад, арендовать у них полдома для маленьких детей. А старшие группы были в доме по соседству. В это время в селе уже достраивался типовой детский сад…
Молодые женщины все на поле и на ферме – работали много, чтобы скорее хозяйство восстановить. А в яслях в основном трудились пенсионерки – добрые, хозяйственные бабульки: бабка Маня Иванова, хозяйка дома, а также няни бабка Дарка, бабка Марфуня и бабка Катя. Детишки так их и называли – без отчества. По отчеству – только заведующую Веру Петровну. Кровати были железные не у всех, самых маленьких укладывали спать в полотняные раскладушки на деревянных перекрещенных ножках. Кормили детей за длинным столом под навесом во дворе, и только в плохую погоду – в доме. Еда простая, но вкусная – борщи, каши, котлеты, варёные яйца и брынза, компоты. Конечно, было не до эстетики. Железные миски и кружки, алюминиевые ложки – зато никто ничего не разобьёт!
Никаких памперсов не было, зато были горшки, к которым дети очень быстро привыкали. Сельские дети неизбалованные, сказали на горшок – значит, на горшок. К порядку приучались быстро. Через пару месяцев после начала посещения яслей надобность в запасных штанах отпадала.
В общем-то, было хорошо – кормили просто, но сытно (всё лучшее – детям), занятия Вера Петровна проводила регулярно – до сих пор, вы не поверите, помню её бесхитростные, но такие милые игры и песенки, на которых детки учились познавать мир и себя в этом мире: «Где же, где же наши ручки – нету наших ручек…».
А 1 июня обязательно был праздник и подарки в бумажных пакетах – конфеты, печенье и хрустики (хворост, который жарила повариха на кухне). Дети перед сном клали пакеты под подушку – чтоб не перепутали! Понятное дело, что от хрустиков оставались только крошки. Но всё равно эти подарки были для детей счастьем – в то время конфеты были не в каждой семье.
Эх, детство наше сопливое! И жили бедно, и одевались скромно, и питались просто, а выросли здоровыми и полезными людьми – строителями, созидателями, защитниками Отечества…
«Вот, вот наши ручки, вот как пляшут наши ручки, маленькие ручки…»
Спасибо Вам, Вера Петровна! Спасибо, бабки Маня, Дарка, Марфунька и Катя!
Спасибо, старая фотография!
Дина Листюгина, воспитанница сельского детского сада с. Малый Молокиш, Рыбницкий район.