Меня сегодня Муза посетила,
Посетила, так, немного посидела и ушла.
(В.Высоцкий)
Можно и не оканчивать филологический факультет ПГУ (как это сделал ваш автор), чтобы отличить хорошие стихи от плохих. Ценители поэзии полагаются на вкус – как собственный, так и коллективный. Сейчас с поэзией все хорошо (хотя личности, может быть, и не на виду, как это было с Ахмадулиной, Евтушенко и другими).
Сейчас с поэзией все хорошо…но, как известно, хорошо там, где нас нет. С интересом читал литературную полемику на страницах «Приднестровья» 1990-2000-х гг. Критику писали все: от нестареющего Игоря Ильина до начинавшего свой литературный путь (а ныне – известного в России автора) Романа Кожухарова. Но на дворе 2019 год, литературной критики – ноль. Даже после моего последнего выпада в сторону «бегущих на месте» поэтов я не получил никакого ответа (молчаливое согласие?). С воодушевлением узнаю, что в рамках приднестровской радиопрограммы «Утренний фреш» запускается конкурс молодых поэтов «СТИХиЯ».
Но радость моя поуникла, когда я послушал молодых авторов, почитал их произведения. Признаться, мне очень нравится программа «Утренний фреш», но я совсем не доверяю поэтическому вкусу ее ведущих. С помощью интернет-голосования, а также руководствуясь собственными взглядами на творчество, авторы проекта отобрали 15 финалистов. Я просто перепечатаю избранные моменты из стихотворений (орфография сохранена), которые организаторы проекта «СТИХиЯ» опубликовали на своей странице в качестве лучших работ.
Ветеран, ветеран,
Сколько доблестных ран,
Сколько горя прошло через вас.
<…>
Не смогло время стереть
Из памяти боль утраты,
Как тяжело на фото смотреть,
Где ваши друзья солдаты.
Ветеран, дорогой,
Вы наш гордый герой,
От души вам спасибо!
Валерия Оборочану.
Россия – прекрасная, гордая страна.
Так далеко от нас она.
Валерия Оборочану.
Писать патриотическую лирику всегда сложно, но пропускать в серьезный проект перлы вроде «доблестных ран» и «гордого героя» совсем уж кощунственно.
Я подарю тебе своё сердце
И быть может тогда,
Согревая тебя,
И сам смогу согреться.
Владислав Шмейш.
Я себя никогда не найду.
Поиск целей, приятнее цели.
Сам себе я не стал Моисеем,
Раз уж я сам себя не найду.
Что молиться мне, что мне плакать?!
Запечатанная печаль,
Как прогнившая та рубаха,
Та, что кожей зовётся встарь.
Юрий Копейкин.
Я молча кричу: «помощь мне скорую, срочно».
По коже лишь жар вперемешку с дрожью.
Екатерина Николенко.
Эти три молодых автора пишут… стихи. Стихи как стихи. Заметьте, как они похожи: там много слов «я», «сам», «мне». Это творчество о себе любимом, мамином страдальце. Но стоит ли их называть «талантливыми»? Разве такие стихи, с таким же бедным подбором образов, не писал каждый второй восьмиклассник, не посвящал их первой любви? Это стоит вообще обсуждения?
Тебе может быть множество лет,
Но тебя, по возвращению в родительский дом,
Будет ждать уют и теплый обед,
И родители, говорящие о былом.
Лариса Греческая.
Когда выброшу все то, что было раньше смыслом, –
Пройдет не один день, не месяц, а года.
Однажды выдохну спокойно в поле чистом,
Радости забываются, а печали — никогда.
Дарья Разумовская.
И, видя теперь тебя, я наслаждаюсь
Твоей красотой, как нежилец,
Все чаще дыша, все равно задыхаюсь.
Понимаю — нельзя рушить счастье влюбленных сердец.
Вадим Тяжелов.
Еще одна порция финалистов поэтического конкурса. Просто ужасный разброд в стихотворных размерах. И на верлибр как-то непохоже. Как в том анекдоте: вы или крестик снимите, или трусы наденьте…
Перестать бежать, вырвавшись вперед
И наоборот
Задом наперед
Супротив толпы…
Юлия Самошкина.
Сказочник, милый, сделай поблажку –
Что ее жизнь совершенно изменит,
Ты напиши ей другую сказку-
Добрую, так – чтоб она поверила…
Кристина Зеркалова.
Я иду по замерзшему озеру
И не страшно, что лёд тонок.
Под ногами искрится шорох.
В небе черные птицы носятся.
Света Мащенко.
Почему никто до сих пор не сказал авторам, что у них есть проблемы с рифмой? «Шорох – тонок» или «изменит – поверила» или «вперед – наперед» – это не очень-то удачно, мягко говоря.
Мегаполис спешит, как малиновка, с ветки на ветку,
Не допив утром чай, пережёвывая бутерброд,
Ну а где-то стреляют в людей хладнокровно и метко,
И сестричка во тьме заправляет кишечник в живот.
Елизавета Ковач.
К сожалению, мне до сих никто не объяснил смысл фразы «заправляет кишечник в живот» и где автор эту чудную картинку увидела.
Как вы думаете, на пользу ли проект «СТИХиЯ» приднестровской литературе? Безусловно, на пользу. Были и очень сильные авторы. Например, юная Диана Федорович, или Крис Виватский, или Виктор Грабко. Последний, правда, неожиданно вступил в ассоциацию русских писателей Молдавии, ну да ладно.
Но проект «СТИХиЯ» не делает различий. Для организаторов все «безумно талантливые ребята», даже если они рифмуют «перед» и «наперед». Скажут потом: видите, какая серьезная работа проведена нами с молодежью! Про «доблестные раны» одни стихи чего стоят…
Как мне известно, организаторы планируют выпустить поэтический сборник с творениями победителей. Настоятельно рекомендую: не руководствуйтесь своим вкусом, дорогие коллеги. Обратитесь за помощью к союзу писателей Приднестровья, к старшим товарищам по поэтическому цеху.
Может быть, когда-нибудь вы поймете, что не все в этом мире достойно похвалы. Или вам откроется суперспособность отличать хорошие стихи от плохих.
Андрей ПАВЛЕНКО.